Приложение МААМ

Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Марина Сарибекян
Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы

Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский сад №82 города Тюмени

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с ДЦП»

Автор: учитель музыки высшей категории,

Публикация «Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

музыкальный руководитель высшей категории

Сарибекян Марина Анатольевна

Тюменская область

город Тюмень

2018 г.

Тема работы: «Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

Цель работы: показать возможности музыкальных занятий и роль внеучебной музыкальной деятельности в воспитании толерантности, чуткости детей. Оценить роль музыки в оздоровлении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Возрастная категория: дети дошкольного возраста (3-7 лет) и младшего школьного возраста (7-10 лет).

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране большое значение приобретает нравственно-эстетическое воспитание детей. Образовательные учреждения вносят огромный вклад в воспитание ребёнка. Чрезвычайно остро стоит проблема развития нравственной и духовной культуры общества, и музыка является одним из наиболее мощных средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности.

Я работаю музыкальным руководителем и учителем музыки в учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это дети с комплексными нарушениями здоровья : это и задержка психического и умственного развития, и речевого развития, и болезни органов зрения и слуха и др. Они особенно нуждаются в целебном воздействии музыки.

Сегодняшний ребёнок современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он иногда опережает своих предшественников в физическом развитии, но отстаёт в духовно-нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием в связи с явлением шизофании (это разорванное звучание, возникающее при помощи технических средств передачи музыки). Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: учёные констатируют, что дети утрачивают образное мышление и творческие способности.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому при всём разнообразии направлении работы современных образовательных учреждений с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли, для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. Как сказал Д. Б. Кабалевский: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

На уроках и музыкальных занятиях, в режимные моменты звучит музыка вокальная и инструментальная, её связь со словом помогает осознать нравственную идею произведения. Перед ребятами возникают воплощё нные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости в отношении к другому человеку, осуждение зазнайства, одобрение скромности. Огромное значение имеет музыкальный репертуар. Я подбираю песни о Родине, о маме, о школе, о дружбе, о любви к родному краю, о красоте родной природы, о победе. Например, дети с большим удовольствием исполняют такие песни, как «Настоящий друг», «Песня, солнышко и ты», «Мой прадедушка», «Будь здорова, бабушка», «Сказки детства», «Моя Россия», «Мамочка моя», «Мир»», «Мой папа», «Победный марш», «Бобик», «Мои птицы», «Всё мы делим пополам», «Всем советуем дружить», «Добрая песенка», «Песня про книжку», «Ласковая ласточка», «Рощица», «Скворушки» и другие произведения.

Знакомя детей с народными песнями о природе, с песнями композиторов о родном крае, я стараюсь подчеркнуть необходимость любить и уважать свою Родину, родителей, своих предков, бережно относиться к природе родного края. Чтобы привить детям художественно-эстетический вкус, я демонстрирую на уроках музыки в школе и на музыкальных занятиях в детском саду репродукции картин русских и зарубежных художников, стараясь подбирать их к теме звучащего произведения. Например, к произведению А. Вивальди «Осень» или к пьесе П. И. Чайковского «Осенняя песнь» очень подходит картина И. И. Левитана «Осень», а к произведению Н. А. Римского-Корсакова «Море» - картина И. К. Айвазовского «Девятый вал» и т. д.

В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и преподавателями музыки, встаё т вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности ребёнка. В современной социокультурной ситуации образовательное учреждение должно стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.

Коротко основные идеи музыкального образования в школах можно сформулировать так:

1. Люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ.

2. Уважай другие народы, другую культуру.

3. Стремись познать жизнь в её культурном многообразии, знай, что всех объединяет, интересуйся культурной жизнью.

Я считаю, что огромное значение имеет личность педагога. Если занятия ведёт духовно и нравственно неразвитый человек, то говорить о нравственном воспитании детей на них просто бессмысленно. Необходима любовь самого преподавателя к музыкальному искусству, профессиональное владение инструментом и голосом, знание теории, истории музыки, методики музыкального воспитания, владение художественной речью, жестом, мимикой. Педагог должен хорошо владеть психологией общения с детьми, уметь проникаться состоянием детей в целом и каждого ребёнка в частности. В нашем учебном заведении это особенно важно!

Благодаря своему большому опыту работы с детьми с ДЦП, я разработала и успешно применяю на практике систему музыкально-оздоровительной работы. Я использую валеологические песни - распевки, артикуляционную гимнастику, артикуляционные сказки, речевые игры с движениями, коммуникационные игры, различные дыхательные упражнения, динамические упражнения и игры, оздоровительные упражнения для профилактики заболеваний голосового аппарата и многое другое.

В качестве примера приведу несколько упражнений из нашего репертуара.

КОНТРАСТНОЕ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ «ВЕТЕРОК И СНЕЖИНКИ»

Во время звучания стремительной музыки А. Вивальди «Зима» мальчики – «ветерки» легко бегают врассыпную по залу с голубыми султанчиками в руках и произносят звук: «Ш-ш-ш». При смене музыкального материала на нежный «Вальс» Е. Доги мальчики «замирают», а девочки-«снежинки» импровизируют танцевальные движения с лёгкими белыми шарфами в руках.

ПЕДАГОГ: Все летали, все кружились

И на землю опустились.

Мы присядем на пенёк,

Разомнём свой язычок.

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ «КОТИК РЫЖИК ЗИМОЙ»

Раз-два-три-четыре-пять, Широко раскрыть рот, подержать открытым

Будем с Рыжиком гулять! несколько секунд.

Раз-два-три-четыре,

Рот откроем мы пошире.

Пожевали, Жевательные движения с закрытым ртом.

Постучали Постучать зубами.

И с котёнком побежали. Движение языком вперёд-назад.

Кот снежинки ртом ловил, Ловить ртом воображаемые снежинки.

Влево, вправо он ходил. Движение языком вправо-влево.

Скучно Рыжику, ребятки!

Поиграем с ним мы в прятки. То втягивать губы внутрь рта, то высовывать

вперёд узкий напряжённый язык.

Рыжик прятаться устал,

Рыжик – ух! – сердитым стал. Выгибание вверх и продвижение вперёд

спинки языка, кончик языка при этом

прижимается к нижним зубам.

Мы погладим котика, Упражнение «Расчёсочка».

Всё покажем ротиком.

ИГРОВОЕ ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

- Здравствуйте, лошадки!

- И-го-го! Глиссандо с верхнего регистра вниз.

- Здравствуйте, козлятки!

- М-ме-ме-ме! Глиссандо с грудного регистра вверх.

- Здравствуйте, гусята!

- Га-га-га! Голосовые точки в самом верхнем регистре.

- Здравствуйте, утята!

- Кря-кря-кря! Произносят с понижением регистра до

штро – баса.

- Здравствуйте, лягушки!

- Ква-а-а! «Рисуют» голосом динозаврика.

- Здравствуйте, котята!

- Мяу! Мяу! Глиссандо вверх, потом вниз.

ИГРОВОЙ МАССАЖ С ПЕСНЕЙ «ДОЖДЬ» (ФРАНЦУЗСКАЯ ПЕСЕНКА)

Дождь! Дождь! Надо нам «Бегают» пальчиками по лицу.

Расходиться по домам!

Гром! Гром! Как из пушек! Барабанят пальчиками по лбу, щекам.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град! Хлопают в ладоши.

Все под крышами сидят. Изображают руками «крышу» над головой.

Очень любят дети заниматься пальчиковыми играми под музыку с сопровождением героев пальчикового театра. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, ксилофоне, включать в музыкальное сопровождение звучание шумовых инструментов.

Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление.

Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «МЯЧИК»

Прыг – скок! Прыг – скок! Прыгают и хлопают в ладошки.

Красный бок, синий бок!

Это разноцветный мячик Движения кистями рук, словно лепят

снежок.

Скачет, скачет, словно зайчик!

То взлетает высоко-о-о! Руки вверх, тянутся на носочках.

То умчится далеко-о-о! Смотрят вдаль из-под «козырька»

правой руки.

Прыг – скок! Прыг – скок! Прыгают и хлопают.

Непоседа наш дружок.

Также в своей работе я широко использую музыкотерапию. Это одно из перспективных направлений в жизни ДОУ и школы. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Очень нравится детям музыка А. Вивальди, В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, Н. А. Римского – Корсакова и других композиторов.

Огромные потенциальные возможности улучшения музыкального образования заложены в единстве учебной и внеклассной работы. Воспитание на уроке должно найти своё логическое продолжение во внеурочное время, реализуясь в творческой, самостоятельной деятельности детей, в творческом контакте с родителями. Поэтому мои ученики каждый год с удовольствием участвуют в различных конкурсах, завоёвывают призовые места. Это такие мероприятия, как «Спорт. Искусство. Интеллект», «Будущее для всех». Также они выступают на различных школьных мероприятиях. Дети дома, с помощью родителей, продолжают выполнять ту работу, которая была начата на уроке: разучивают слова, мелодию песни. Родители с большим удовольствием участвуют в этом процессе, подходят за консультацией, присутствуют на конкурсах, благодарят за результат. Некоторые учащиеся рассказывают, что просят родителей приобрести им записи с классической музыкой, делятся с ними, какую музыку и каких композиторов они слушали на уроке, какие изучили музыкальные инструменты, и это не может не радовать.

И, в заключение, скажу: было бы очень хорошо, если бы все дети воспитывались в семьях, где разговоры взрослых оказывают только благотворное влияние, где общая атмосфера способствует обогащению и облагораживанию личности. Но каждый, кто имеет дело с детьми, знает, как бедны духовно многие из них, как часто лишены они в раннем возрасте благоприятных предпосылок для своего развития. Поэтому образовательное учреждение обязано предоставить всем детям равные возможности для изучения музыки, которая обогатит их разум и душу, поможет физическому и психическому развитию.

Публикации по теме:

Гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиена опорно-двигательного аппарата Признаки правильной осанки: 1. Умеренные изгибы позвоночника 2. Симетрично и паралельно расположенные.

Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата I.Упражнения для формирования навыка правильной осанки. Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками..

Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата) Комплекс утренней гимнастики для детей с ОВЗ (нарушение развития опорно-двигательного аппарата, II младшие и средние группы. МУЗЫКАЛЬНЫЙ.

Конспект НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в спортивном зале в рамках лексической темы «Овощи» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в спортивном зале) Лексическая.

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста. Аннотация: в статье лечебная физическая культура при заболеваниях опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста рассматривается.

Логопедическое сопровождение ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата В настоящее время дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата все больше интегрируются в общеобразовательную среду. Обучающиеся с НОДА.

Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс «Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс» Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты.

Проект «Использование нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» Проект: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников- Са-Фи-Дансе».

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях Учитывая, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учереждения, в основу музыкальных занятий наряду.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 5 марта 2018 в 12:35
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (включая файлы) размещена пользователем Марина Сарибекян (УИ 434110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД