АЛЕСЯ ОСИПОВА
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое мелкая моторика?
Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Все дело в том, что в головном мозге человека находятся центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Если мы стимулируем мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Начинать работу по развитию моторики нужно с самого рождения. Малышу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Учить детей самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки и т. д.
В старшем возрасте работа по развитию мелкой моторики рук должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
1. Пальчиковая гимнастика, игры с массажными мячами.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, раскладывать мелкие бусины, камушки, ракушки и т. д. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. д.
3. Песочная терапия.
Игры с песком один из эффективных способов развития мелкой моторики рук.
Предложите ребенку создать картину. Ребенок сам должен выбрать правильные фигурки животных, различные предметы необходимые для картины и поместить их в песочницу.
Постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации. Сказка может быть проиграна полностью по сюжету или берется за основу знакомый сюжет, а ребенок придумывает и доигрывает свое окончание сказки.
4. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.
Предложите ребенку лепить колбаски, колечки, шарики. Складывайте картины из полученных фигур. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.
Оклеиваем полученными лепешками баночки, веточки, стеклянные бутылки или пластиковые крышки и т. д.
5. Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
6. Графические упражнения, штриховка.
С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб. Здесь можно предложить задание на дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка по контуру, заштриховка разных фигур и т. д. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.