Бубаева Ирина Максимовна
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев».
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Публикация «Самообразование „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление и в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, недостаточной координации. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития.
У большинства современных детей, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, чистить и выбивать ковры, подметать и др. Сейчас мы уже и представить себе этого не можем, многие операции за человека выполняют машины- кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.
В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому упражнения я провожу в перерывах между занятиями, как физминутку во время занятий, во время игр в помещении или на прогулке. Пальчиковые игры- это очень хороший дидактический материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. В ходе игр развиваются движения кистей и пальцев рук, подражание движениям рук взрослого, хватание. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Кроме того, занятия мелкой моторикой оказывают благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры- хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку к письму. Существует несколько правил:
- нельзя заставлять ребенка делать упражнения «через силу». Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;
- выполнение упражнений должно быть регулярным;
-занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут;
-время выполнения упражнения не может быть долгим, т. к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До трех лет это около 5 мин., затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия;
-нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения;
-очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.
Мной проводится кружок «Волшебная бумага», целью которого является:
-укрепление рук малыша;
-развитие согласованных движений рук и пальцев;
-развитие детского воображения, фантазии;
-улучшения эмоционально-психологического состояния детей;
-стимулирование развития речи;
-формирование добрых взаимоотношений между взрослым и ребенком.
«Снежный домик».
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Вызвать интерес к созданию зимней картинки. Учить скручивать жгутики из бумаги. Учить составлять изображение домика, забора из жгутиков. Развивать чувство композиции. Поощрять самостоятельность.
«Букет для мамочки».
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Вызвать интерес к созданию красивого букета для мамы. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме.
«Крошки для птичек- коллективная работа».
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение.
«Праздник мам»
Цель: Учить детей переключать внимание с одно движения рук на другое, развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковая гимнастика:
Наши милые цветы раскрывают лепестки.
(плавно разжимают пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(машут ладошками перед собой)
Наши милые цветки закрывают лепестки.
(плавно сжимают пальцы)
Тихо засыпают, головой качают.
(кладут ладони на колени).
«Колобок покатился по лесной дорожке».
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать фантики наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук.
Мной также использовались такие методы и приё мы работы как: (объяснение, показ, беседа, игра) :
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Шнуровка».