Светлана Баландеу
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики дошкольников».
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.
Как часто многие слышат от педагогов о том, что у дошкольников не развита рука. Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли ее развивать лучше и основательнее?
Лепка, рисование, аппликация – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь. Мелкие мускулы детской руки развиваются в различных упражнениях.
Положительное влияние на развитие мелких мышц руки оказывает :
• лепка из пластилина, глины, соленого теста
• рисование, которым очень любят заниматься дошкольники
• аппликация разными техниками
• вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
• составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
• игры, включающие в дело руку (подвижные и малоподвижные, с различными мелкими предметами) :
доставание бусинок ложкой из стакана,
складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр, нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой
перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно
составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета
• завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек
• капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки
• сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).
• нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
• самообслуживание (шнуровка ботинок, застегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков)
• пальчиковая гимнастика и упражнения для рук
• штрихование и графические лабиринты
• стирание ластиком нарисованных предметов.
• обводки
• массаж и само-массаж кистей и пальцев рук: надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
• комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).
• сжимание и разжимание эспандера
• катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").
• прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
Это лишь краткий перечень тех упражнений, которые помогут развить руку ребенка, и их можно организовать в каждой семье.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка, но нужно помнить, что любые занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, особенно для дошкольников, поэтому очень важно предусматривать их смену, ограничивать длительность и нагрузку.
Широко используется в логопедической работе с дошкольниками пальчиковая гимнастика и речевые упражнения, которые способствуют координации речи с движением и устранению дефектов звукопроизношения у детей.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение.
Необходимо приложить усилия, чтоб развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение.
Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к занятиям, пусть они принесут ему радость. Все зависит от вас и вашей фантазии. И у вас все получится!