Анна Федосеева
Развитие мелкой моторики средствами дидактической игры с предметами-орудиями
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МБОУ СОШ № 2 им. В. Н. Михайлова г. Королёва М. О. Федосеева Анна Евгеньевна
Статья из моего педагогического опыта.
Развитие мелкой моторики средствами дидактической игры с предметами-орудиями
Публикация «Развитие мелкой моторики средствами дидактической игры с предметами-орудиями» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети – это пластилин в руках родителей. До 1 года – они нежны и нуждаются исключительно в материнском тепле и ласке. С 1 года до 2 лет – они знакомятся с миром. В этом столь нежном возрасте дети только начинают формирование навыков и, как отмечают психологи, интересны они в это время исключительно своим родителям и бабушкам с дедушками.
На мой взгляд, с педагогической точки зрения, дети становятся интересны с двухлетнего возраста. Именно в этом возрасте дети уже способны к первым шагам в обучении. Любой, даже не самый искушенный родитель, сможет мне возразить. Ведь сегодня очень популярно так называемое «раннее развитие». В основу данного типа развития легли всевозможные идеи из современных книг, в которых авторы сходятся во мнении, что нужно вложить максимум в ребенка с 1 года и тогда, о чудо, вы вырастите ГЕНИЯ. Не меньше.
С точки зрения психологии и педагогики больше не значит лучше. Более того, психологи во всю трубят о вреде раннего развития. В чем же вред? Ребенок в год нуждается в знакомстве с миром. Ему нужны простейшие занятия, но они не должны занимать все его время. Ребенок в это время должен, прежде всего, развивать крупную моторику, взаимодействовать с миром и «общаться» с родственниками. Этого достаточно для полноценного развития ребенка без заболеваний и отклонений (дети с отклонениями, само собой, нуждаются в особом уходе. Для них существуют особые типы занятий и способы развития, которые не входят в круг моих интересов сегодня. Не исключаю, что в дальнейшем, смогу плотнее познакомиться с данной темой и она окажется не менее интересной).
В возрасте от 2 до 3 лет с ребенком происходят стремительные изменения, которые касаются нескольких сфер. Одна из самых важных — эмоциональное развитие. Малыш начинает испытывать новые для себя эмоции, а также узнает о чувствах других людей. Эти открытия не всегда приятны: многим знаком термин «кошмарные двухлетки», которым принято обозначать импульсивное и капризное поведение большинства детей в этом возрасте. Между тем, приступы гнева для них нормальны, потому что дети часто еще не знают, как иначе выразить сильные эмоции, которые начинают испытывать, — такие как разочарование, гнев, вина и стыд.
Малыш начинает осознавать, как его поведение влияет на родителей, и наоборот, как влияют на него действия мамы или папы. Дети в этом возрасте все меньше тревожатся в момент расставания с мамой и уже не так сильно страдают, когда ее нет рядом.
Приблизительно к двум годам ребенок начинает строить предложения из 2–3 слов, используя местоимения «я», «ты», «мое». С каждым месяцем он осваивает все больше слов и пользуется ими в речи. Соответственно, его речь становится все более понятной. К трем годам речевые возможности расширяются: ребенок начинает конструировать предложения из 3–5 слов или даже больше. Он начинает учиться говорить по очереди, а не одновременно, и таким образом осваивает искусство диалога — вначале короткого, а затем все более развернутого.
На развитие когнитивных навыков влияет буквально все, что ребенок успел к этому времени изучить, поэтому чем более разнообразным будет его опыт, тем лучше. Он осваивает такие понятия, как время или противоположность: например, большой — маленький, день — ночь.
Ребенок начинает указывать на части тела в зависимости от их функции, учится сортировать объекты и находить одинаковые по форме и цвету. Ребенок учится запоминать, как выглядят предметы : например, яблоки красные и круглые. Его метод решения задач — метод проб и ошибок.
Игры особенно важны в раннем возрасте, потому что для маленьких детей это основной способ обучения. Детям 2–3 лет нравится играть с другими людьми в переодевания и ролевые игры, устраивать «чаепития», рисовать пальцами или кисточкой, устраивать шуточную борьбу. В игре они постепенно учатся дожидаться своей очереди. В этом возрасте они получают удовольствие, когда взрослые рассказывают им истории, читают или поют.
Сегодня ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики у детей – это неотъемлемая часть развития. Игры на мелкую моторику позволяют ребенку развить как, непосредственно, движения рук, пальцев; так и речевые центры мозга. Родители всего мира тщательно изучают игры и игрушки на предмет развития данного вида моторики, периодически, однобоко подходя к процессу развития и полностью доверяя аспект подбора средств исключительно производителям. Однако, сегодня мне хотелось бы рассказать о таком особом средстве дидактических игр как предметы-орудия. Но начнем по порядку.
Что такое «мелкая моторика» и почему так важно ее развивать? Моторные центры речи в мозге человека находятся недалеко от моторных центров пальцев, поэтому, развивая моторику пальцев (а это и есть так самая «мелкая моторика», мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
Почему же среди множества дидактических игр я выбрала как тему изучения именно дидактические игры с предметами-орудиями? Во-первых, данный вид игр относится к нетрадиционным дидактическим играм. Он не содержит ни печатных, специально подготовленных игрушек-материалов. Поэтому, данный вид игры может быть использован в любом месте и в любой бытовой ситуации. Во-вторых, именно благодаря отсутствию специально подготовленных материалов, этот вид игр активно развивает воображение ребенка. В-третьих – не требует затрат, что, согласитесь, тоже является безусловным плюсом. В-четвертых, данный тип игр может быть «подогнан» под конкретного ребенка, а не рассчитан на массовое, усредненное использование.
Нетрадиционные дидактические игры бывают также нескольких видов. Они различаются по образу действия и подразделяются на две основные категории: самомассаж кистей и пальцев рук и игры с пальчиками с использованием разнообразного материала.
Самомассаж осуществляется с использованием различных предметов, например, таких, как грецкие орехи, карандаши, специальные массажные щетки.
В играх с пальчиками используются различные виды материала – бросовый, природный, хозяйственно-бытовой. К данной категории нетрадиционных дидактических игр относятся, например, тестопластика, пластилинография, нетрадиционные методы рисования (пальчиками, ладошкой, по «по мокрому», монотипия и др., игры с песком и водой, тренажеры с прищепками, игры с крупой, косточками фруктов, пуговицами, пробками.
Стоит отметить, что данные игры не должны быть долгими и утомительными для ребенка. Их основная задача - простимулировать дальнейшую деятельность. При этом, стоит отметить, что играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.
Благодаря данному виду дидактических игр можно не только развить ребенка, но и самому стать участником массы разнообразных игр, которые можно менять под конкретные и актуальные именно в этот момент потребности ребенка или группы детей. Ведь, как говорил Н. А. Бернштейн ; “При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг». В этом я с ним абсолютно согласна.