МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики средствами дидактической игры с предметами-орудиями

Анна Федосеева
Развитие мелкой моторики средствами дидактической игры с предметами-орудиями
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила воспитатель МБОУ СОШ № 2 им. В. Н. Михайлова г. Королёва М. О. Федосеева Анна Евгеньевна

Статья из моего педагогического опыта.

Развитие мелкой моторики средствами дидактической игры с предметами-орудиями

Публикация «Развитие мелкой моторики средствами дидактической игры с предметами-орудиями» размещена в разделах

Дети – это пластилин в руках родителей. До 1 года – они нежны и нуждаются исключительно в материнском тепле и ласке. С 1 года до 2 лет – они знакомятся с миром. В этом столь нежном возрасте дети только начинают формирование навыков и, как отмечают психологи, интересны они в это время исключительно своим родителям и бабушкам с дедушками.

На мой взгляд, с педагогической точки зрения, дети становятся интересны с двухлетнего возраста. Именно в этом возрасте дети уже способны к первым шагам в обучении. Любой, даже не самый искушенный родитель, сможет мне возразить. Ведь сегодня очень популярно так называемое «раннее развитие». В основу данного типа развития легли всевозможные идеи из современных книг, в которых авторы сходятся во мнении, что нужно вложить максимум в ребенка с 1 года и тогда, о чудо, вы вырастите ГЕНИЯ. Не меньше.

С точки зрения психологии и педагогики больше не значит лучше. Более того, психологи во всю трубят о вреде раннего развития. В чем же вред? Ребенок в год нуждается в знакомстве с миром. Ему нужны простейшие занятия, но они не должны занимать все его время. Ребенок в это время должен, прежде всего, развивать крупную моторику, взаимодействовать с миром и «общаться» с родственниками. Этого достаточно для полноценного развития ребенка без заболеваний и отклонений (дети с отклонениями, само собой, нуждаются в особом уходе. Для них существуют особые типы занятий и способы развития, которые не входят в круг моих интересов сегодня. Не исключаю, что в дальнейшем, смогу плотнее познакомиться с данной темой и она окажется не менее интересной).

В возрасте от 2 до 3 лет с ребенком происходят стремительные изменения, которые касаются нескольких сфер. Одна из самых важных — эмоциональное развитие. Малыш начинает испытывать новые для себя эмоции, а также узнает о чувствах других людей. Эти открытия не всегда приятны: многим знаком термин «кошмарные двухлетки», которым принято обозначать импульсивное и капризное поведение большинства детей в этом возрасте. Между тем, приступы гнева для них нормальны, потому что дети часто еще не знают, как иначе выразить сильные эмоции, которые начинают испытывать, — такие как разочарование, гнев, вина и стыд.

Малыш начинает осознавать, как его поведение влияет на родителей, и наоборот, как влияют на него действия мамы или папы. Дети в этом возрасте все меньше тревожатся в момент расставания с мамой и уже не так сильно страдают, когда ее нет рядом.

Приблизительно к двум годам ребенок начинает строить предложения из 2–3 слов, используя местоимения «я», «ты», «мое». С каждым месяцем он осваивает все больше слов и пользуется ими в речи. Соответственно, его речь становится все более понятной. К трем годам речевые возможности расширяются: ребенок начинает конструировать предложения из 3–5 слов или даже больше. Он начинает учиться говорить по очереди, а не одновременно, и таким образом осваивает искусство диалога — вначале короткого, а затем все более развернутого.

На развитие когнитивных навыков влияет буквально все, что ребенок успел к этому времени изучить, поэтому чем более разнообразным будет его опыт, тем лучше. Он осваивает такие понятия, как время или противоположность: например, большой — маленький, день — ночь.

Ребенок начинает указывать на части тела в зависимости от их функции, учится сортировать объекты и находить одинаковые по форме и цвету. Ребенок учится запоминать, как выглядят предметы : например, яблоки красные и круглые. Его метод решения задач — метод проб и ошибок.

Игры особенно важны в раннем возрасте, потому что для маленьких детей это основной способ обучения. Детям 2–3 лет нравится играть с другими людьми в переодевания и ролевые игры, устраивать «чаепития», рисовать пальцами или кисточкой, устраивать шуточную борьбу. В игре они постепенно учатся дожидаться своей очереди. В этом возрасте они получают удовольствие, когда взрослые рассказывают им истории, читают или поют.

Сегодня ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики у детей – это неотъемлемая часть развития. Игры на мелкую моторику позволяют ребенку развить как, непосредственно, движения рук, пальцев; так и речевые центры мозга. Родители всего мира тщательно изучают игры и игрушки на предмет развития данного вида моторики, периодически, однобоко подходя к процессу развития и полностью доверяя аспект подбора средств исключительно производителям. Однако, сегодня мне хотелось бы рассказать о таком особом средстве дидактических игр как предметы-орудия. Но начнем по порядку.

Что такое «мелкая моторика» и почему так важно ее развивать? Моторные центры речи в мозге человека находятся недалеко от моторных центров пальцев, поэтому, развивая моторику пальцев (а это и есть так самая «мелкая моторика», мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Почему же среди множества дидактических игр я выбрала как тему изучения именно дидактические игры с предметами-орудиями? Во-первых, данный вид игр относится к нетрадиционным дидактическим играм. Он не содержит ни печатных, специально подготовленных игрушек-материалов. Поэтому, данный вид игры может быть использован в любом месте и в любой бытовой ситуации. Во-вторых, именно благодаря отсутствию специально подготовленных материалов, этот вид игр активно развивает воображение ребенка. В-третьих – не требует затрат, что, согласитесь, тоже является безусловным плюсом. В-четвертых, данный тип игр может быть «подогнан» под конкретного ребенка, а не рассчитан на массовое, усредненное использование.

Нетрадиционные дидактические игры бывают также нескольких видов. Они различаются по образу действия и подразделяются на две основные категории: самомассаж кистей и пальцев рук и игры с пальчиками с использованием разнообразного материала.

Самомассаж осуществляется с использованием различных предметов, например, таких, как грецкие орехи, карандаши, специальные массажные щетки.

В играх с пальчиками используются различные виды материала – бросовый, природный, хозяйственно-бытовой. К данной категории нетрадиционных дидактических игр относятся, например, тестопластика, пластилинография, нетрадиционные методы рисования (пальчиками, ладошкой, по «по мокрому», монотипия и др., игры с песком и водой, тренажеры с прищепками, игры с крупой, косточками фруктов, пуговицами, пробками.

Стоит отметить, что данные игры не должны быть долгими и утомительными для ребенка. Их основная задача - простимулировать дальнейшую деятельность. При этом, стоит отметить, что играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей.

Благодаря данному виду дидактических игр можно не только развить ребенка, но и самому стать участником массы разнообразных игр, которые можно менять под конкретные и актуальные именно в этот момент потребности ребенка или группы детей. Ведь, как говорил Н. А. Бернштейн ; “При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг». В этом я с ним абсолютно согласна.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. ФотоотчетРазвитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. Фотоотчет Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук» К мелкой моторике относится совокупность различных действий нервной, костной и мышечной систем в выполнении точных и мелких движений кистями.

Мастер-класс дидактической игры по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук «Разноцветные грибочки»Мастер-класс дидактической игры по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики рук «Разноцветные грибочки» Уважаемые коллеги,хочу поделиться с вами игрой,которую я сделала для своих малышей. Для изготовления этой игры мне понадобился следующий.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Матрёшки» для развития мелкой моторики рук у дошкольниковМастер-класс по изготовлению дидактической игры «Матрёшки» для развития мелкой моторики рук у дошкольников Завязывать шнурки, расстегивать и застегивать пуговицы это не только интересно, но и полезно. Ведь это занятие тренирует мелкую моторику,.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Развитие мелкой моторики средствами игрового материала «Послушные ладошки»Развитие мелкой моторики средствами игрового материала «Послушные ладошки» Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, и в целом уровень развития тонкой моторики.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики средствами дидактической игры с предметами-орудиями
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 09:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики средствами дидактической игры с предметами-орудиями» (включая файлы) размещена пользователем Анна Федосеева (УИ 2711367) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД