Наталья Галигузова
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с солью
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с солью.
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский.
Многолетний опыт работы с детьми, показывает, насколько важно развивать у воспитанников мелкую моторику руки.
Благодаря необычности материала, его нетрадиционности, мы заинтересовываем детей и в конечном итоге получаем более высокий уровень развития речи ребенка.
Публикация «Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с солью» размещена в разделах
Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов и велико вредное воздействие современных технических средств (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов, работа с компьютером и т. д., возможно и необходимо использовать природные материалы в НОД с воспитанниками по развитию мелкой моторики руки. Тем самым не только разнообразится этот вид детской деятельности, но и внедряется здоровье сберегающий компонент.
О пользе морской соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т. д.). Нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух в нем оздоравливающими испарениями. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны дыхательной системы, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.
Учитывая все выше изложенные факты, мною был разработан комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли. Этот комплекс может быть использован с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях.
Цель: Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Задачи:
Образовательные:
• Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
• Формировать умение рисовать нетрадиционным способом - солью.
Развивающие :
• Развивать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования;
• Развивать творческие умения и навыки изобразительной деятельности.
• Развивать у детей чувство красоты, художественного вкуса, творческого изображения,фантазии.
• Развивать воображение, внимание, усидчивость.
• Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.
• Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве, помочь детям почувствовать радость творчества.
Воспитательные:
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, активность.
1. Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
2. Подготовить руку дошкольников к письму.
3. Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.
4. Развивать воображение, внимание, усидчивость.
Оборудование и материалы: сухая морская соль (без ароматический добавок, пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т. д.)
С целью усиления оздоравливающего эффекта, один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, чтобы обогащать воздух целебными свойствами. Она не предназначена для упражнений и игр.
Правила и требования к занятиям с морской солью :
1. Чисто вымытые, сухие руки.
2. Открытие контейнера с солью непосредственно перед занятием.
3. Использование бумажных салфеток после окончания занятия.
4. Предварительное изучение (по согласию родителей или законных представителей) медицинских карт воспитанников с целью выяснения анамнеза.
Сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики – это комплекс упражнений и игр для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли.
Методические рекомендации по обучению детей упражнениям в морской соли
Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словестной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т. е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
При обучении движениям кистей рук и пальцев используются:
1. Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражения образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии)
2. Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся у детей жизненный опыт.
3. Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)
Основные движения, которыми ребенок должен владеть, либо должен быть обучен педагогом:
- сжимание кисти в кулак и разжимание
- вращательные движения указательными пальцами
- потирание ладони о ладонь
- соединение пальцев каждой руки в щепоть
- удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша
Упражнения для пальцев и кисти руки.
“Паучок”
Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
“Воронка”
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
Мы крутили пальцем ловко,
Вышла ровная воронка.
“Солим суп”
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
Мы сегодня повара,
Суп солить давно пора.
“Моем ручки”
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
Моем руки чисто-чисто,
Моем руки быстро-быстро.
“Пересыпь соль”
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.
Соль, пересыпайся,
Да не просыпайся.
“Хлопки”
Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.
Хлопайте ладошки соляные крошки,
Крепко прижимайте, быстро убегайте.
“Кулачки”
Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
Мы соль в кулак зажали,
И крепко подержали.
“Горка”
Описание: сгребать соль ладонью в горку.
Ладонью строим горку,
Красиво, быстр, ловко.
“Цыплята”
Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.
Травку дружно мы клюем,
Червячка сейчас найдем.
“Гуси”
Описание: пальцы щипают соль.
иплют гуси травку дружно,
Торопиться им не нужно.
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
Игры для пальцев рук.
“Ловим рыбку”.
В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т. д.
“Построим замок”
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
“Художники”
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
“Угадай-ка”
Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
“Кладоискатели”
Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.