Олейник Елена Николаевна
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
В последние годы всё у большего количества детей раннего возраста появляется проблема слабых пальцев рук, что говорит о задержке моторного развития, которая, к сожалению, перестала быть редкостью. Современные дети не без труда овладевают способностью самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать шнурки на обуви. Но ведь именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Важность развития мелкой моторики.
Во-первых, мелкая моторика тесно связана с нервной системой, а также имеет прямое отношение к памяти ребёнка, его вниманию, зрению и восприятию. Развивая мелкую моторику, ребёнок развивает не только пальчики.
Во-вторых, одним из показателей психического здоровья ребёнка, его готовности к обучению, является уровень развития мелкой моторики.
В-третьих, развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.
В-четвёртых, стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Таким образом формируя навыки мелкой моторики, можно повлиять на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, понимание и т. д.
И, наконец, в-пятых, ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и крайне положительно действуют на кору головного мозга ребёнка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития детей.
Особенности развития мелкой моторики для детей раннего возраста.
Ранний возраст ребёнка характеризуется значительной интенсивностью физического и психического развития – повышается активность, причём эта активность становится более целенаправленной, что является наиболее важным достижением этого возраста. Движения становятся разнообразными и координированными, в том числе и мелкая моторика рук. Резко увеличивается любознательность ребёнка, в следствие чего увеличивает его словарный запас, появляются элементарные виды суждений об окружающем мире. Также появляются простейшие навыки самообслуживания – ребёнка учат самостоятельно есть, одеваться, выполнять гигиенические процедуры.
Благодаря наглядно-образной форме мышления, которая преобладает у детей в данном возрасте, ребёнок может не только объединить предметы по внешнему сходству, но и усвоить общепринятые представления о группах предметов, например - животные, одежда, мебель.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается не только на становлении речи, но также повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Виды игр для развития мелкой моторики.
Мелкую моторику рук обычно развивают при помощи таких видов игр, как:
• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку, а также из разнофактурных материалов (обязательно под контролем взрослых).
• Игры с пальчиками, где необходимо выполнять разнообразные последовательности.
• Рисование карандашами, фломастерами, красками, мелками.
• Застегивание-расстегивание пуговиц или молний, одевание и раздевание.
Также необходимо развивать мелкую моторику рук при помощи физических упражнений. Например, лазание и висы (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребёнка, развивают мышцы. Дети, которым позволяют лазать и висеть, лучше осваивают упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Также массаж пальчиков и кистей рук очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом. Массаж необходимо делать аккуратно, тёплыми руками, плавными, равномерными движенями.
Игр и упражнений для тренировки мелкой моторики рук можно придумать очень много, причём, из подручных материалов:
Изготовление коллажей и поделок – с вырезанием мелких деталей и составлением узоров или аппликаций.
Лепка – из глины или пластилина, главное, чтобы процесс захватывал ребёнка.
Подбирать крышки к банкам – главное, чтобы ёмкости были пластиковыми и разной формы – круглые, плоские, квадратные и прочие.
Игра в куклы - ребёнок одевает-раздевает «дочку» или «сына», совершает много мелких движений пальчиками.
Конструктор – размер основывается на возрасте, то есть от крупных мягких кубиков до мелких конструкторов Лего (под присмотром взрослых).
Игра в Золушку – смешать в тарелке или миске, например, фасоль и рис, а ребёнок должен достать всю фасоль.
Игры-шнуровки – пришнуровать мелкую деталь к детали побольше, например, яблоко к ёжику.
Изготовление бус – нанизывать на нитку сушки, макароны, большие бусины – упрощённая версия бисероплетения.
Прививание навыков и развитие пальчиков – расстёгивать и застёгивать молнии, пуговицы, развязывать и завязывать шнуровку, щёлкать кнопочки и т. д.
Пересыпание, переливание – необходимо насыпать в ёмкость крупу, а задача ребёнка состоит в том, чтобы по щепотке пересыпать эту крупу в другую ёмкость. Также можно при переливании воды использовать чайную ложку для удобства.
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. При занятии родителей с детьми необходимо соблюдать следующие правила:
1. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей и пальчиков ребёнка.
2. Упражнения для развития мелкой моторики необходимо проводить в комплексе, начиная с младенчества.
3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
4. Пока ребёнок не освоит движения, взрослому необходимо выполнять их руками ребёнка, помогать фиксировать положение пальчиков, показывать правильность выполнения упражнения.
5. Начинайте с самых простых упражнений, переход к сложным должен быть постепенным.
6. Чтобы увлечь ребенка, совмещайте упражнения с игрой.
7. Проводить занятия необходимо активно, хвалить ребёнка за успехи, при этом отмечая его настроение и физическое состояние.