Головатая Наталья
«Звуки [д]-[д’]». НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Научить детей правильному произношению и различению звуков [д] и [д’] в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить артикуляцию звука [д]; формировать умений различать звуки [д] и [д’].
Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух, зрительное внимание, память, мышление, тонкую и общую моторику умение определять позицию звука в слове.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение слушать педагога и сверстников, взаимоуважение.
Оборудование. Картинки девочки и мальчика, синий и зеленый домики, предметные картинки со звуками [д] и [д’], карточки с заданием, карандаши синего и зеленого цвета, индивидуальные зеркала.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Дыхательная гимнастика.
Зачин «Каждый день…»
2. Повторение пройденного:
- На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные). Почему некоторые звуки мы называем гласными? (ответы детей) Какие гласные мы с вами уже знаем (а,о,у,и,ы,э; уточнение артикуляции). Почему некоторые звуки называются согласными (ответы детей). Какие согласные звуки мы знаем (м, н, п, т, в, б; уточнение символов)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. А помогут нам наши гости: Дима и Даша (выставляются картинки).
3. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «улыбка - трубочка», «почистим зубки», «качели», «лошадка».
4. Знакомство с новым материалом:
- Послушайте чистоговорку: Дятел долбит дерево. (Какой звук встречается чаще других? Звук Д)
5. Уточнение артикуляции звуков [д] и [д’].
(Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам, прикладывая тыльную сторону ладони к гортани, и дают характеристику звука [д] – согласный, звонкий, твердый.)
- Ребята, давайте определим, какой первый звук в имени Даша (ответы детей)
- Какой первый звук в имени Димы? (ответы детей).
Уточняется характеристика звука Д
6. Игра «Эхо».
Дети повторяют за логопедом цепочки слогов и находят лишний.
Да – да – дя – да, до – ди – ду – да, ды – ды – ды – до – ды, дя – дю – де – ду.
7. Игра «Подарки»
Логопед выставляет картинки зеленого и синего домика.
- Ребята, посмотрите, Дима живет в зеленом домике. Почему? (ответы детей)
А Даша живет в синем домике. Почему? (ответы детей).
-Ребята, у вас у каждого есть картинка со звуком Д. Вам нужно определить, какой звук в названии вашей картинке и подарить ее нашим гостям. Если в названии картинки звук [д], то дарим ее Даше, а если в названии картинки звук [д’], дарим ее Диме.
Каждый ребенок, по-очереди, выходит к доске, определяет звук по твердости – мягкости и дарит нашим гостям.
8. Пальчиковая гимнастика: «Мебель»
1, 2, 3, 4, 5
Будем мебель мы считать:
Полка, стол, диван, кушетка,
Кресло, стул, комод, банкетка,
Тумба, шкаф, буфет, кровать.
Эту мебель надо знать!
Дети сжимают и разжимают кулачки по счет
Из кулачков разжимают по одному пальцу, на каждое название мебели.
Сжимают руки в кулачок, подняв большой палец вверх.
9. Игра «Узнай, где звук» (работа в карточках)
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с картинками. Что нарисовано под каждой картинкой? Что обозначает эта схема? (ответы детей). Вам необходимо определить, где находится звук Д (начало, середина, конец слова) и закрасить соответствующий квадрат.
- Молодцы. Отлично поработали. (отметить отличившихся)
10. Итог:
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Дайте характеристику звуку (согласный, звонкий, м. б. твердым и мягким).
-А теперь, внимательно посмотрите на доску, найдите и назовите слова со звуками [д] и [д’].
- Ребята, молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.