Марина Васильевна Елецких
Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет средствами использования элементов нетрадиционных техник в аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Программа личностного саморазвития педагога
на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет средствами использования элементов нетрадиционных техник в аппликации»
на 2023 – 2024 учебный год
Разработал: воспитатель
Елецких Марина Васильевна
Профессиональное кредо (личный девиз) : За день нельзя изменить жизнь, но за день можно изменить мысли, которые изменят твою жизнь.
2. Введение
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет средствами использования элементов нетрадиционных техник в аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) — одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, формы работы, инновационные технологии — одним словом, развиваться. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.
3. Актуальность:
Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма в дальнейшем. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта ребенка, а также для овладения письмом в будущем. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций : выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
4. Сроки реализации программы: 1 год (2023-2024)
5. Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет средствами использования элементов нетрадиционных техник в аппликации.
Задачи:
1. Повысить свой профессиональный уровень путем изучения методической литературы и передового педагогического опыта по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет средствами использования элементов нетрадиционных техник в аппликации».
2. Повышение качества воспитательно- образовательного процесса: новые формы работы с детьми, методические наработки (конспекты НОД и пр.) по данной теме.
3. Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
4. Представить коллегам наработанный опыт реализации темы саморазвития.
6. Формы организации работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
7. Предполагаемые результаты:
1. Повысится умение анализировать научно-методическую литературу, повысится уровень моей компетенции в вопросах развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет средствами использования элементов нетрадиционных техник в аппликации.
2. Повысится качество воспитательно-образовательного процесса. Апробируются и внедрятся в практику работы новые формы, методические наработки. 3. Вырастет педагогическое просвещение родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет средствами использования элементов нетрадиционных техник в аппликации, укрепятся взаимоотношения между педагогами ДОУ, родителями и воспитанниками. 4. Поделится наработанным опытом с педагогами детского сада в рамках педагогического совета, методических объединений, открытых просмотров и др.
8. Основные направления реализации программы:
-Расширение образованности
-Повышение педагогической и психологической компетенции
-Самовоспитание (развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
9. Этапы по реализации программы:
Первый этап - Аналитико- проектировочный (сентябрь- октябрь 2023г)
Второй этап - Практический (ноябрь- апрель 2023-2024г.)
Третий этап - Обобщающий (май 2024г.)
10. План работы по личностному саморазвитию педагога на 2023-2024г.
№
Сроки
Этап
Содержание работы
1.
сентябрь- октябрь
Аналитико- проектировочный
1. Составление плана работы по саморазвитию
2. Изучение литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по саморазвитию.
2.
ноябрь- апрель
Практический
1. Обогащение РППС материалами и пособиями.
2. Разработка и апробация конспектов НОД.
3. Разработка и реализация проекта «Аппликации с элементами нетрадиционных техник».
4. Изготовление альбома «Виды аппликации».
5. Взаимодействие с родителями:
Консультация:
«Аппликация. Хорошо или плохо?»
Практикум с родителями:
«Аппликация и нетрадиционная техника работы с бумагой как способ развития ребёнка»;
Мастер – класс :
«Нетрадиционные техники аппликации. Пушистые картинки своими руками»
Фото-стенд по проекту «Нетрадиционные техники в аппликации»(работы детей).
6. Взаимодействие с педагогами:
Консультация:
«Ребенок и аппликация».
Открытый показ НОД «Листопад»
7. Участие в педагогических конкурсах, олимпиадах, конференциях.
8. Повышение квалификации и педагогического мастерства (вебинары, тестирование, ППМО)
9. Обобщение собственного педагогического опыта педагогической деятельности (публикации материалов опыта на персональном интернет-сайте, в электронных и печатных изданиях)
3
май
Обобщающий
Отчет на итоговом педсовете
11. Основные условия реализации Программы саморазвития :
- Включение в коллективную деятельность по организации программы ДОУ.
-Оптимальное распределение собственного рабочего и личного времени.
-Использование ИКТ-технологий для оптимизации работы по реализации программы саморазвития.
12. Виды отчё тности:
- Информация на сайте ДОУ и др. интернет сайтах.
-Выписка из протокола итогового педсовета ДОУ.
13. Литература, электронные ресурсы:
1. Основная образовательная программа МБДОУ №2 «Ромашка».
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой, М. , : Мозаика-Синтез, 2014г.
3. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников», М: Мозаика-синтез, 2008 г.
4. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 128 с.
5. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М. : Педагогика, 1983. – 112с.
6. Казакова Т. Г., Лыкова И. А. Сказочный образ в изобразительном творчестве или «Оживи сказку» // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 87-91.
7. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб. : Речь, 2006. – 216 с.
8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М. : Педагогика, 1990. – 144 с.
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. : Мозаика-Синтез, 2011
10. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб: «Детство-ПРЕСС», 2004.
11. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. Аппликация в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2001