Любовь Чибезкова
Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр по сказкам
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Чибезкова Любовь Сергеевна
Способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем - нервной, мышечной и костной, называют мелкой моторикой.
Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Становлению речи способствуют пальчиковые игры и упражнения.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр по сказкам» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение
Ежедневно на каждом занятии можно использовать отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, сопровождаемые стихотворными текстами. Эти упражнения очень эмоциональны и просты. Они как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и их деятельности.
Одни и те же упражнения, повторяющиеся на занятиях, быстро надоедают ребенку. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры можно объединять в небольшие сказки и рассказы.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное мышление.
Сказки любят все. И любовь эта начинается в детстве. Сказки всегда интересны. Так почему бы не использовать их для исправления речи детей!
Предлагаю вашему вниманию пальчиковые игры по сказкам.
«Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок. (руки поднять над головой. Кончики пальцев левой руки соединить с кончиками пальцев правой руки – это “крыша”)
Он не низок, не высок. (ладони сложить на уровне груди)
На двери висит замок, да замок. (Сцепляют пальцы рук «в замок» так сильно, чтобы пальцы покраснели)
Кто бы тот замок нам открыть помог? (расцепить пальчики)
«Колобок»
Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешан, (делают круговые движения кистью правой руки по левой)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (рисуют руками окошко)
Я от бабушки ушел, (правой рукой загибают пальцы левой руки)
Я от дедушки ушел. (левой рукой загибают пальцы правой руки)
«Репка»
Репку мы сажали (пальцами правой руки как будто роем лунку на ладошке левой руки)
Репку поливали (имитируем, как льется вода из лейки)
Вырастала репка (выпрямляем постепенно пальчики)
Хороша и крепка! (ладонь оставить открытой, пальцы согнуть как крючочки. Крючочками своих пальцев беритесь за крючочки ребёнка и тяните – каждый в свою сторону)
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух! (расцепили руки, потрясли кистями)
«Сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
«Курочка Ряба»
Мышка быстренько бежала (пальчики бегут по столу)
Мышка хвостиком виляла (указательные пальчики обеих рук согнуть, разогнуть)
Ой, яичко уронила (кулачки сжать - разжать)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
«Репка»
Вот ее мы посадили (движение ладошками по столу, будто копаете землю)
И водой ее полили (пальчики соединить вместе, как будто поливаем)
Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения, тянем)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
«Козлята»
Мы славная семья козлят (сжать – разжать кулачки)
Мы любим, прыгать и скакать (пальчики подпрыгивают на столе)
Мы любим, бегать и играться (пальчики бегают по столу)
Любим рожками бодаться (указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки»)
«Дом»
Мы хотим построить дом, (руки над головой «домик»)
Чтоб окошко было в нем. (руки перед глазами, концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями)
Рядом, чтоб сосна росла. (пальцы растопырены, руки тянем вверх)
Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой, ладонями вперёд)
Волк ворота охранял. (одна ладошка смотрит на другую)
Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
Дождик шел, (потрясти кистями рук)
И цветок расцвёл! (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)
«Братья-гномики»
В кулачке, как в домике, (Пальцы сжимаем в кулачок и разжимаем)
Скрыты пальцы-гномики. (пальцы зажаты в кулачок)
Домик открывается, (постепенно кулачки разжимаются)
Сказка начинается. (ладошки тянем вверх)
Раз, два, три, четыре, пять (пальчики в кулачке, разгибаем пальцы, начиная с большого)
Вышли пальчики гулять. (сжать и разжать пальчики)
Вдруг начался дождик
Раз, два, три, четыре, пять. (зажать пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять. (пальцы зажаты в кулачок)
(А когда пальчики-гномики опять вышли гулять, то увидели яркое солнышко, которое ласково грело своими лучиками)
Вышли солнышка лучи, (ладошки тянем вверх и поворачиваем их в разные стороны)
Лучи солнца горячи, (руки поднимаем вверх, вниз)
Солнышко проснулось, (ладошки тянем вверх)
К щечкам прикоснулось. (ладошки прижать к щёчкам)
«Теремок»
(Пошли пальчики по дорожке и увидели теремок)
Стоит в поле теремок, (пальцы над головой сложены в виде крыши дома)
На двери висит замок. (ладошки сцеплены в замок)
Открывает его волк – дерг-дерг, (сцепленные в замок пальцы дёргаем из стороны в сторону)
Пришел петя - петушок (замочек поворачиваем к себе от себя)
И ключом открыл замок. (пальцы разомкнуть и опустить)
«Три поросёнка»
Жили – были поросятки (сжимаем и разжимаем кулачки)
На полянке у реки. (показать ладошки)
Рано утром просыпались (круговые движения кулачками)
Умывали пятачки (указательными пальчиками трём нос)
Мыли ушки и копытца. (ладошками проводим по ушам, затем трём ладошки друг об друга)
Ох, и тёплая водица! (выставляем ладошки перед собой)
«Бабушка Яга»
В темном лесе есть избушка (руки над головой в виде крыши)
Стоит задом наперед (повороты головы в одну, в другую сторону)
В той избушке есть старушка (грозят пальцами обеих рук)
Бабушка Яга живет (руками обхватывают голову и качают ей из стороны в сторону)
Нос крючком, (имитируют нос)
Глаза большие (кулачки в виде бинокля)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (покачивают головой из стороны в сторону)
Дыбом волосы стоят. (руки тянут вверх)