Елена Рева
Развитие мелкой моторики рук как инструмента формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Статья посвящена развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством развития мелкой моторики рук. Предложены методические рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова
Публикация «Развитие мелкой моторики рук как инструмента формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
РАЗВИТИЕ РЕЧИ, СВЯЗНАЯ РЕЧЬ,
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК, КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ, БУМАГОПЛАСТИКА, СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых нарушений имеет комбинированную форму. Все чаще детям дошкольного возраста ставится диагноз «общее недоразвитие речи» (далее ОНР). При общем недоразвитии речи наблюдаются различные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне: грамматический строй, словарный запас, звукопроизношение.
Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией : совершенствование происходило из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Позже, на основе специально проведенных исследований было выдвинуто мнение о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Так развитие функций руки и речи шло параллельно.
В. А. Сухомлинский высказывал мнение, что «истоки дарования и способностей детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, выражаясь образно, бегут тончайшие ручейки, питающие источник творческой мысли. Чем точнее и увереннее движение (перемещение детской руки, тем тоньше взаимодействие этой руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев утверждал, что «…движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию».
У большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.
Еще лет тридцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду, прокручивая на мясорубке или нарезая мелко ножом. А если вспомнить детскую одежду… Рубашки на пуговках, сандалии на пряжках, уличная обувь на шнурках. Бывало, сидят малыши после сончаса в детском саду, сопят и пропихивают пуговки в отверстия на одежде, застегивают сандалии, пытаясь попасть остриём на пряжке в дырочку на ремешке… Сейчас все эти «умные» вещи заменили «липучки», застежки «молния» и обувь в виде тапок.
Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. А чем занимаются малыши? Не у всех есть дома краски, кисти, пластилин, глина. Всё заменили «безопасные» для интерьера квартиры гаджеты.
Все это непосредственно отражается на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует об отставании в развитии ребенка.
Развитие связной речи, умений содержательно, последовательно и логично строить высказывания – одно из основных и самых сложных направлений в коррекционном обучении детей старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами. Формирование красивой, лексически богатой, правильно грамматически и синтаксически оформленной речи у детей с ОНР имеет первостепенное значение для перехода детей дошкольного возраста к новой учебной деятельности. Ведь именно от уровня развития связного высказывания зависит успешное овладение детьми образовательной программы в школе: приобретение навыков учебного монолога, грамоты, письма, способность донести свои мысли и знания до преподавателя.
В настоящее время очевидна необходимость поиска наиболее эффективных приемов и методов для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Особенную роль в работе с детьми занимает работа по развитию мелкой моторики на занятиях по ручному труду, так как именно ручная деятельность способствует развитию и коррекции мелкой моторики пальцев рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук. Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Конечно ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него на достаточном уровне находится формирование активной детской речи, реже встречаются нарушения звукопроизношения. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, стимулирующим работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к учебе. Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Развивать моторику нужно начинать практически с самого рождения.
Полезно на занятиях по ручному труду организовать работу с бумагой, природными материалами, пластилином, бисером, используя нетрадиционные способы работы.
На занятиях лепкой дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Плоскостная лепка. Это лепка пластилином по рисунку. Содействует, прежде всего, развитию восприятия формы и цвета предметов, умению находить признаки предметов, устанавливать сходство и различие между ними, воспитывает умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка. Дети с ОНР знакомятся с техническими приёмами работы (проведение разнообразных линий и штрихов, развивают глазомер, отработку правильных движений пальцев рук (в работе участвует большой и указательный пальцы правой руки). Для коррекции кисти руки и пальцев целесообразно проводить упражнения перед работой и во время работы.
Занятия по лепке с использованием природного материала – составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т. д. - это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, тактильное восприятие, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. Использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими предметами, учит детей владеть руками.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Коллаж – нетрадиционный вид лепки. Этот вид лепки повышает коррекционную значимость занятий, способствует развитию моторики кистей и пальцев рук. Коллаж может включать в себя сразу несколько видов лепки, сочетание разнофактурного материала. В сочетании с пластилином можно использовать различный по свойству материал: проволока, ткань, пластмасса, поролон, бумага, природный материал, бросовый материал и другие виды.
Нельзя исключить большую роль бисероплетения в формировании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Бисероплетение –работа очень сложная, кропотливая. Но, несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, т. к. здесь идет развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия. Работы получаются необычные.
Бумага – доступный и универсальный материал, широко применяется не только для рисования, но и в аппликации, конструировании, моделировании. Работа с бумагой способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное, что при работе с бумагой развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль.
Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике оригами, модульного оригами, создание различных объемов, использование техники бумагопластики, бумагокручения, торцевания из бумаги.
При работе над аппликацией у детей развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др., а также глазомер, моторика рук, координация движений, формирование представлений о приемах рациональной работы, совершенствование приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость, развивать творческие способности.
Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки–мелкую моторику.
Квиллинг – это бумагокручение. Технология квиллинга очень проста. Бумагокручение основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Выбор техники бумагокручения не случаен, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие.
Бумагопластика–это ещё один нетрадиционный способ работы с бумагой. Технология изготовления поделок из мятой бумаги очень проста и не требует больших материальных затрат, кроме того, изготовление поделок из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.
Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Легкое в исполнении торцевание имеет неожиданно эффектный результат, в результате которого развивается мелкая моторика рук, пространственное воображение, внимание.
Оригами – японское искусство складывания бумаги. Из бумаги можно складывать различные фигурки, составлять композиции. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать пальцы по отдельности, развивая подвижность большого пальца, умение работать щепотью. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка.
Модульное оригами – одно из направлений древнего японского искусства складывания из бумаги. Его отличительная особенность в том, что каждый объект собирается из многих одинаковых частей (модулей, каждая из которых складывается в технике оригами. Оно позволяет создать множество интересных моделей. Ребенку достаточно научиться складывать один простой модуль, чтобы собрать разнообразные поделки. На занятиях модульным оригами у ребёнка развиваются аналитические способности, память, внимание, воля, глазомер, пространственное воображение, мелкая моторика рук, соразмерность движения рук, сенсомоторика, образное и логическое мышление.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Проведенный краткий анализ позволяет актуализировать вывод, что развитие моторики пальцев и кистей рук напрямую влияет на развитие всей психической сферы ребенка, особенно мыслительно-речевой.
Таким образом, мы видим, что мелкая моторика напрямую связана с речевой деятельностью, а, следовательно, остро нуждается в развитии, в особенности у детей с речевыми недостатками, в частности, с ОНР.