Екатерина Плечкова
Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей
▼ Скачать
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т. д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук и мимической мускулатуры. Все эти симптомы в различной степени проявляются у каждого ребенка в группе компенсирующей направленности, что подтверждает проведенная мною диагностика речевого, психического и моторного развития каждого ребенка при поступлении в группу.
Публикация «Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства я составила картотеку «пальчиковых игр», куда вошел практический материал различных авторов.
Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.
Игры с карандашом:
-Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед назад.
-Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.
-Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжить,захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
-«Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой - средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Индивидуально я предлагаю собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме; совершенствованию фонетико-фонематической сферы.
Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми и в увлекательном задании «собери бусы», «найди сокровища».
Игры с песком:
-В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т. п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.
Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.
Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых для письма.
Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Я предлагаю детям два вида графических упражнений:
-упражнения на нелинованной бумаге;
-упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.
Эти упражнения проводятся на протяжении двух лет работы с постепенным усложнением заданий.
Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:
- «дорожки», когда задача ребенка - провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;
- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;
-штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаются различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаются задания по «копированию» предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях.
В тетрадях в крупную клетку выполняют задания:
- рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий. В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее очень хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения, то я точками намечаю предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учится правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты, отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.
Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со шнуровками, играми - вкладками, сбору пазлов. Пособия подбираю с учетом лексической темы.
Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе застегивания и «пришивания» пуговиц различного размера.
Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с «каштанами» (резиновыми мячиками с шипами). С помощью «каштанов» дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. Упражнения с «каштанами» я провожу по практическому пособию к программе «Гармония развития ребенка через гармонию развития движений». Помимо работы с «каштанами», в комплекс самомассажа включены упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках мешочков с горохом и фасолью.
Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными. В приложении можно ознакомиться с коррекционным планом по развитию мелкой моторики на два учебных года.
Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года обучения так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей с нарушением речи.