Венера Багирова
Программа дополнительного образования по развитию математических способностей «Веселые клеточки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Принято Утверждаю:
На педсовете №___ Заведующий МАДОУ
Протокол №___ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»
От «___»___2015 год ___О. Н. Латыпова
«___»___2015 год
Публикация «Программа дополнительного образования по развитию математических способностей „Веселые клеточки“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проведения занятий по развитию математических способностей
«Веселые клеточки»
Составитель:
Воспитатель
В. И. Багирова
г. Нижневартовск 2015год.
1. Содержание
№ Наименование Страницы
1 Содержание 2
2 Паспорт программы 3
3 Пояснительная записка 4
3.1 Цели и задачи программы 5
3.2 Планируемые результаты 6
3.3 Объем образовательной нагрузки 8
4 Содержание программы "Веселые клеточки" 9
5 Организационно педагогические условия
5.1 Учебный план 17
5.2 Расписание занятий 17
6 Мониторинг 18
7 Список литературы 20
2. Паспорт программы
Наименование программы Программа ДПОУ для проведения занятий по развитию математических представлений "Веселые клеточки"
Основания для разработки программы • Федеральный закон "Об образовании В Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
• Постановление правительства РФ от 15.08. 2013 года №?06 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг";
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 "Об утверждении "Санитарно-эпидимиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 15.05.2013г.
Заказчики программы МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 "Соловушка", родители (законные представители)
Создатель программы Воспитатель В. И. Багирова
Цель программы • Формирование каллиграфически правильного письма, развитие пространственного воображения, устойчивого внимания, тренировки глазомера и мелких мышц кисти руки, отработки ловкости во владении карандашом и ручкой.
• Развитие логики и логического мышления;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку.
Задачи программы формирование каллиграфически правильного письма;
повысить эффективность коррекционно-развивающей работы;
закрепить пространственные представления;
развивать внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость.
подготовка руки ребёнка к письму;
развитие зрительного восприятия.
3. Пояснительная записка.
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам.
Практический материал поможет более полно обеспечить развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Опыт работы рисования по клеточкам трудоемкий. Имеет несколько этапов, каждый из этапов осмыслен и отработан.
Рисование по клеточкам требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры и упражнения для расслабления глаз и кисти рук.
С того момента, как в руки ребенка попадает карандаш, а это случается довольно рано, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей.
«Рука – вышедшей наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много, ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое симулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в промой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Правильно делают взрослые, которые доброжелательно и серьезно относятся к первым рисункам своих детей, понимая, как это важно для их развития и воспитания.
3.1 Цели и задачи
Цель кружка:
• Формирование каллиграфически правильного письма, развитие пространственного воображения, устойчивого внимания, тренировки глазомера и мелких мышц кисти руки, отработки ловкости во владении карандашом и ручкой.
• развитие логики и логического мышления;
• развитие мелкой моторики рук;
• развитие устойчивого внимания, учить ориентироваться на листе в клеточку.
Задачи кружка:
• формирование каллиграфически правильного письма;
повысить эффективность коррекционно-развивающей работы;
• снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях;
• закрепить пространственные представления;
развивать внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость.
• подготовка руки ребёнка к письму;
• формирование художественного вкуса и практических трудовых навыков;
• воспитание творческой активности;
• развитие зрительного восприятия.
3.2 Планируемые результаты
• укрепить мышечный тонус кисти рук;
• развить чёткие движения и координацию рук ребёнка;
• снизить утомляемость и повысить работоспособность.
Одной из важных задач современной школы является работа по формированию каллиграфически правильного письма, так как сам процесс такого письма служит важным средством воспитания эстетических вкусов, волевых интеллектуальных качеств младших школьников. Для того чтобы правильно и красиво писать, необходимо тренировать руку ребенка еще в дошкольном возрасте. Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. Кроме этого, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Среди причин возникновения трудностей при обучении грамоте в школе выделяются и такие, как:
1. Функциональное несовершенство руки ребёнка дошкольного возраста. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
2. Несформированность навыка работы с пишущим предметом.
3. Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.
4. Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно – моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
Большую группу детей, испытывающих трудности в овладении умениями и навыками, составляют дошкольники с речевыми нарушениями, так как для них характерно отставание в развитии двигательной сферы.
Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми по подготовке руки к освоению письма в школе, снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях, закрепить пространственные представления, развить внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость – позволяют занятия кружка по математике «Весёлые клеточки», проводимые в игровой форме, с применением сказочных сюжетов.
От занятия к занятию дети становятся всё более усидчивыми, прилежными, самостоятельными. А все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению.
Постепенное освоение разнородных графических движений позволит правильно сформировать графические навыки, развить зрительно – моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Кроме того, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Реализация примерной программы обеспечивает полноценное, разностороннее развитие каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей детей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности, обогащает детское развитие, взаимосвязь всех его сторон. Все задания разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
3.3. Объем образовательной нагрузки
Срок реализации программы -1 год
программа рассчитана на два занятия в неделю, продолжительностью 1 занятие - 30 минут
4. Содержание программы
СЕНТЯБРЬ
№ п/п
Тема
Задачи
Методические приемы
Неделя/кол-во занятий
1
Педагогическое обследование 1н
2
3
Педагогическое обследование 2н
4
5 Познакомить с тетрадкой в клетку. (индивидуальная тетрадь для кружковой деятельности)
Работа в тетради – найди заданное количество грибочков. Развивать умение концентрировать внимание. Развивать графические навыки.
Развивать у детей пространственное представление. Д/у «Найди нужную клетку»
Д/у «Дождик» 3н
6
7
Транспорт. Графический диктант «Кораблик»
Учить самим придумывать загадки по образцу (цвет, форма, размер) Развивать графические навыки.
Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края. Д/у «Репка»
Д/у «На что похоже?»
Решение и составление загадок. 4н
8
9 «Помоги котенку собрать клубочки»- рисование спиралек по образцу.
Транспорт. «Поезд». Графический диктант Развивать координацию и четкость мелкой мускулатуры рук.
Развивать графические навыки. Рассматривание образцов.
Рассматривание альбома «Транспорт» 5н
ОКТЯБРЬ
№ п/п
Тема
Задачи
Методические приемы
Неделя/кол-во занятий
1
2 Познакомить с тетрадкой в клетку. (индивидуальная тетрадь для кружковой деятельности)
Работа в тетради – найди заданное количество грибочков. Развивать умение концентрировать внимание. Развивать графические навыки.
Развивать у детей пространственное представление. Д/у «Найди нужную клетку»
Д/у «Дождик» 6н
3
4
Транспорт. Графический диктант «Кораблик»
Учить самим придумывать загадки по образцу (цвет, форма, размер) Развивать графические навыки.
Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края. Д/у «Репка»
Д/у «На что похоже?»
Решение и составление загадок. 7н
5
6 «Помоги котенку собрать клубочки»- рисование спиралек по образцу.
Транспорт. «Поезд». Графический диктант Развивать координацию и четкость мелкой мускулатуры рук.
Развивать графические навыки. Рассматривание образцов.
Рассматривание альбома «Транспорт» 8н
7
8
«Магазин игрушек» - работа с перфокартами.
Графический диктант «Автомобиль» Развивать логическое мышление.
Развивать графические навыки. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» 9н
НОЯБРЬ
№ п/п
Тема
Задачи
Методические приемы
Неделя/кол-во занятий
1
2 Какие бывают дома?
Познакомить с планом.
Развивать внимание детей, наблюдательность.
Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. Д/у «найди пять отличий»- различные дома.
Д/у «Найди дом по описанию. 10н
3
4 Графический диктант «Дом»
Д/у «Помоги Машеньке найти дорогу домой»
В зоопарке новые звери. Развивать графические навыки.
Развивать наблюдательность, внимание, память, речь. «Какие ты знаешь сказочные дома?» - рассматривание.
11н
5
6 Штриховка. Объемные контуры диких животных.
Графический диктант «Зайчонок Зай» Продолжать учить детей приемам штриховке в заданном направлении.
Совершенствовать графические навыки. Рассматривание альбома «Дикие животные» 12н
7
8
Д/у «Помоги Колобку убежать от лисы».
Графический диктант «Олень»
Продолжать знакомить детей с планом. Развивать логическое мышление. Воспитывать желание помогать другим.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Инсценировка сказки «Колобок»
Чтение сказки «Серебряное копытце. 13н
9 Транспорт. Графический диктант «Грузовая машина» Развивать графические навыки.
Д/у «Репка»
14н
ДЕКАБРЬ
№ п/п
Тема
Задачи
Методические приемы
Неделя/кол-во занятий
1
Графический диктант «Слоненок»
Учить работать в заданном темпе 14н
2
3
Графическое упражнение «Нарисуй узор по точкам»
Составление логических пар.
Развивать аккуратность, внимание.
Учить работать под диктовку, рассуждать, доказывать свою точку зрения Д/у «Кто быстрее добежит до флажка»
Решение логических задач. 15н
4
5 Графический диктант «Зайка – побегайка»
Работа по плану «Помоги Красной Шапочке» Совершенствовать графические навыки.
Развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку. Д/у «Чем мы угостим Зайку – побегайку?»
Чтение «Красная Шапочка» 16н
6
7 Графический диктант «Елочки»
В гостях у сказки. Продолжать учить под диктовку, не отвлекаться, не переспрашивать.
Развивать память, концентрацию внимания. Д/у «Украсим елочку» 17н
8
9 Д/у «Тир» - рисование прямых линий.
Графический диктант «Лодка» Развивать тонкую моторику рук.
Упражнять в ориентировке. Проводить прямую линию с помощью линейки. 18н
ЯНВАРЬ
№ п/п
Тема
Задачи
Методические приемы
Неделя/кол-во занятий
1
2 Каникулы
3
4 Каникулы
5
6 Д/у «Засели домики» - работа с фигурами Дьенеша.
Графический диктант «Часы» Развивать фантазию.
Совершенствовать графические навыки, тренировать мелкую мускулатуру рук. Д/у «Нарисуй картинку» - с помощью линейки-трафарета. 18н
19н
7
8
Графический диктант «Козочка»
Графический диктант «Игрушки» Развивать мелкую мускулатуру рук.
Совершенствовать графические навыки. Д/у «Узор» по образцу. 19н
20н
ФЕВРАЛЬ
№ п/п
Тема
Задачи
Методические приемы
Неделя/кол-во занятий
1
2 Упражнять в чтение простейших схем.
Графический диктант «Бабочка» Развивать память, внимание, глазомер.
Тренировать мышцы рук. д/и «Закончи узор» 20н
21н
3
4 «Журавленок» по образцу.
Графический диктант «Павлин» Воспитывать самостоятельность, уважение к другим.
Совершенствовать графические навыки. Беседа, объяснение, показ 21н
22н
5
6 Сивка – Бурка
Рисование по образцу. (по клеткам) Продолжать учить детей рисовать овалы, круги.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Чтение сказки «Сивка – Бурка» 22н
23н
7
8
Графический диктант «Лошадь»
Рисование по образцу (по клеткам) Тренировать мелкую мускулатуру рук.
Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
Д/у «отгадай загадку» - про домашних животных 23н
24н
МАРТ
№ п/п
Тема
Задачи
Методические приемы
Неделя/кол-во занятий
1
2 Моя любимая игрушка.
Нарисуй круг и сделай из него игрушку. Продолжать учить рисовать круги, овалы.
Развивать фантазию, творчество Беседа, показ, объяснение
Д/у «Моя любимая игрушка 25н
25н
3
4
Мой подарок маме. «Цветок»
Графический диктант «Подсолнух» Совершенствовать графические навыки.
Развивать мелкую моторику. Показ, объяснение, обсуждение. 26н
27н
5
6 Помоги Красной Шапочке найти дом бабушки. Работа по плану
Графический диктант «Серый волк» Продолжать учить детей ориентироваться по плану.
Продолжать учить ориентироваться на листе. Чтение сказки «Красная Шапочка» 27н
28н
7
8 «Помоги Федоре склеить разбитую посуду» Собрать целое из частей.
Графический диктант «Чайник» Приучать самостоятельности, учить доводить начатое дело до конца.
Совершенствовать графические навыки
Чтение «Федорино горе» 28н
29н
АПРЕЛЬ
№ п/п
Тема
Задачи
Методические приемы
Неделя/кол-во занятий
1
2 Работа по плану «Цыпленок потерялся»
Графический диктант «Курица» Продолжать учить ориентироваться по плану.
Совершенствовать графические навыки. Рассматривание иллюстраций сказки «Курочка Ряба». 29н
30н
3
4 Работа в тетради «Мышка» - по образцу.
Графический диктант «Репа» Развивать память, глазомер.
Тренировать мелкую мускулатуру рук. Рассматривание иллюстраций сказки «Репка». 30н
31н
5
6 «Доктор Айболит» - «Нарисуйте овощи и фрукты для больных зверей»
Графический диктант «Верблюд» Воспитывать доброжелательность, умение помогать друг другу.
Совершенствовать графические навыки. Чтение сказки «Доктор Айболит» рассматривание иллюстраций 32н
32н
7
8
Д/у «Тир» - рисование прямых линий.
Графический диктант «Лодка» Развивать тонкую моторику рук.
Упражнять в ориентировке. Проводить прямую линию с помощью линейки. 33н
МАЙ
№ п/п
Тема
Задачи
Методические приемы
Неделя/кол-во занятий
1
2 Викторина по сказкам, где встречается коза. Отгадай загадку – (сказка «Волк и семеро козлят»)
Графический диктант «Коза» Развивать логическое мышление, воспитывать самостоятельность, ответственность.
Развивать графические навыки. Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» 33н
34н
3
4
Графический диктант «Дом медведя», из сказки «Маша и медведь»
Графический диктант «Медведь» Развивать зрительно – двигательную координацию, умение точно останавливаться у края.
Развивать внимание, закрепить умение ориентироваться на листе бумаги, развивать графические навыки. Рассказывание сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций. 34н
35н
5
6 Педагогическое обследование
7
8
Педагогическое обследование
5. Организационно-педагогические условия
5.1 Учебный план
Направления работы Количество занятий
Ориентировка на листе бумаги в клетку 4
Ориентировка в пространстве 4
Диктанты по раскраскам 10
Диктант по клеточкам 16
Объемные графические диктанты 18
Линейные графические диктанты 12
Педагогическое обследование (сентябрь, май) 8
5.2 Расписание занятий
Дни недели Время
Понедельник 16.20-15.50
Среда 16.20-15.50
6. Мониторинг
"Веселые клеточки"
Руководитель кружка ___ Дата ___
№
п/п Ф. И. ребенка Ориентировка на листе бумаги в клетку Ориентировка в пространстве Диктанты по раскраскам Диктант по клеточкам Линейные графические диктанты
Итог
Оценка работы по 3-х бальной системе:
3 – высокий уровень развития;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень развития;
Уровень:
1 балл - задание не выполнено,
2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;
3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.
Общий уровень усвоения программы :
2, 5 – 3 балла – высокий уровень
1,5 – 2,4 – средний уровень
1,4 и ниже – низкий уровень
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
7. Список литературы.
1. Воскобович В. В., Харько Т. Т., Балацкая Т. И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
2. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : «Просвещение», 1985.
3. Никитин Б. П. Развивающие игры. - М. : Издание «Занятие», 1994.
4. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
5. Б. Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
6. Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».
7. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет.
Голубь В.» ТЦ Сфера, М. 2006
8. Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.
9. Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» М: Издательство ГНОМ, 2011 – 64с
10. Новикова В. П., Тихонова Л. И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», М: МОЗАИКА –
СИНТЕЗ, 2011 – 88с.
11. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М. ,2011
12. Е. В. Колесникова «Демонстрационный материал : Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М. ,2007
14 Тетрадь. Графические диктанты. Домашние животные. Автор: Сыропятова Г. А. Издательство: Издательский
дом ЛИТУР Год: 2012
15. Графические диктанты для мальчиков и девочек 5 - 7 лет, Автор: ред. Васильева И. Издательство: Стрекоза
Год: 2010