Анна Жукова
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
3 слайд
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н. М. Аксарина, А. С. Галанов, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Павлова и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка.
В XX веке такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, М. Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д. Б. Эльконин).
В результате изучения различных авторских методик развития детей и психологических особенностей детей 3-4 лет, построила систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей младшего возраста через нетрадиционные техники в аппликации.
4 слайд
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»
Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память,мышление, внимание, речь,а также словарный запас.
5слайд
«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»
Весь процесс нашей с детьми совместной работы по развитию мелкой моторики рук представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды
Я убедилась, для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований:
Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
Последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
6слайд
Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:
- Принцип осознания совершаемых действий.
Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает? ", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются? " и т. д.
- Принцип развернутости освоения навыков.
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
- Принцип обратной связи.
По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:
Пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
Обрывание разной бумаги (салфеток, газетной, картона)
Сминание, сжатие пальцами комочков из бумаги;
Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
Шнуровка на различных предметах;
Сматывание шерстяной пряжи в клубки;
Застегивание пуговиц, молний, крючков;
Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн".
Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.)
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал.
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешек, косточек тот фруктов, семечек овощей и фруктов и т. д.
- емкости (стаканчики, ведёрки, формочки для песка) для перебирания, перемешивания, пересыпания различных круп --- мозаика (крупная, мелкая) ;
-бусы и пуговицы разной величины (для нанизывания) ;
- различные виды застежек (молнии, кнопки, крючки, липучки, пуговицы, пряжки, бантики, шнурки) ;
- пипетки для всасывания воды.
7слайд
«Цель и задачи педагогической деятельности»
Цель моей работы: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Для достижения цели я выделила следующие задачи:
Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
Формировать координацию движений.
Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
Способствовать развитию творческих способностей.
Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
8слайд
«Ведущая педагогическая идея»
В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие реакций многих мышечных групп.
Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.
Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка,направленной, именно, на развитие мелкой моторики. Чтобы воплотить мою идею необходимо:
-внедрение новых педагогических технологий в работе;
-создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми, сопереживание, сочувствие; -творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии,
- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира
- каждое занятие должно быть результативным;
9-10слайд
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели.
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактической цели.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, нетрадиционной техники в аппликации способствуют развитию мелкой моторики у детей.
Использую следующие методы :
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности : показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить работу,под непосредственным руководством,
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения.
Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
10слайд
Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными среди названных нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались:
объемная аппликация из салфеток и аппликация из природного материала.
Аппликация из салфеток :
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы.
Аппликация из природного материала:
Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются : арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
11слайд
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
непосредственно образовательная деятельность;
совместная деятельность воспитателя с детьми ;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность самих детей;
работа с родителями
• Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.
• Непосредственная образовательная деятельность: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, игрушки для личного пользования и детей младшего возраста.
• Образовательная деятельность в режимных моментах: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры, украшение предметов для личного пользования
• Самостоятельная деятельность детей : создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».
• Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и воспитанников, оформление группового помещения к праздникам, открытые мероприятия.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
12слайд
Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют :
- накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами);
- обогащение изобразительного, эстетического опыта;
- развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании);
- экспериментированию с различными материалами;
- развитию воображения, творчества ребенка;
- усовершенствована предметно – развивающая среда;
- развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов).
13 слайд
Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы координация движений, ручная умелость, навыки самообслуживания, поэтому решила, реализовали проект «Ловкие пальчики».
Определив основное направление в работе, я постоянно нахожу новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулирую их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствую развитию мелкой моторики и координации движений пальцев. В группе по возможности создаю условия по развитию мелкой моторики.
Аква гимнастика для пальчиков (нетрадиционный метод развития мелкой моторики)
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В тазик наливаем немного воды, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета, для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка.
14слайд
С целью выявления уровня развития мелкой моторики у детей младшего возраста была проведена диагностика обследования мелкой моторики.
Обследование мелкой моторики разделено на три блока:
- диагностика произвольной моторики пальцев рук;
- диагностика навыков работы с карандашом;
- диагностика навыка манипуляции с предметами.
К каждому блоку подобраны различные задания с учетом возраста, физического и психического развития ребенка. За каждое правильно выполненное задания ребенок получает 1 балл, В конце обследования подсчитывается общий результат развития мелкой моторики и выводится средний балл.
При подсчете результатов необходимо было отметить: плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет); невыполнение; наличие леворукости.
15слайд
Результаты диагностики (на сентябрь) показали, что четверо детей показали средний результат, а один ребёнок не справился с заданиями диагностики. В ходе диагностики выяснилось, что у ребёнка наблюдается напряженность, скованность и неуверенность в выполнении движений, плохо развит навык работы с карандашом, а так же не справляется с необходимостью манипулирования мелкими предметами, а кроме того отсутствует интерес к подобной деятельности.
В середине года была проведена промежуточная диагностика уровня развития мелкой моторики детей. На диаграмме видно, что количество детей с высоким уровнем увеличилось, и ни одного ребёнка не осталось на низком уровне. Дети более увереннее стали работать с карандашом, плавно, точно, уверенно выполняли задания, скованности в движениях не наблюдалось. К концу года постараюсь вывести на высокий уровень всех детей.
16слайд
«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»
Свой профессиональный уровень повышаю через изучение опыта работы коллег, посещение методических объединений, педагогических советов, открытых занятий.
Разрабатываю и провожу открытые занятия, конкурсы, праздники, мастер-классы, развлечения.
1. Доклад и презентация для родителей и сотрудников:
«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей раннего возраста»
2. Доклад на педсовете для сотрудников:
«Развитие мелкой моторики на занятиях по ручному труду».
3. Мастер-класс для коллег :
«Нетрадиционная техника работы с крупой».
Для положительного результата моей работы подобрала и изучила методическую литературу по этой теме.