Татьяна Сапунова
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в пальчиковых играх
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в пальчиковых играх
Чтобы научить ребенка говорить, важно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и уделять внимание развитию мелкой моторики рук, что эффективно влияет на речевое развитие детей, способствует формированию их творческих способностей. Педагоги отмечают, что чем раньше ребенок начинает умело двигать пальцами, демонстрировать действия, тем активнее развивается его речь. Многие педагоги-исследователи, занимающиеся проблемами воспитания и развития детей раннего возраста, отмечали, что двигательная и речевая функции – это два взаимосвязанных и взаимозависимых элемента. Уровень развития детской речи напрямую зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В работах М. М. Кольцовой отмечается, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Мелкая моторика рук напрямую связана с речевой функцией. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, активно развивается и речевая функция. В настоящее время существует огромное количество методов, форм и технологий, способствующих речевому развитию детей. Пальчиковые игры занимают особое место в развитии речевой деятельности маленьких детей. Пальчиковые игры – демонстрация, инсценировка любых рифмованных историй, потешек с помощью пальчиков. Основной целью пальчиковых игр является улучшение координации движений и мелкой моторики, что напрямую влияет на умственное развитие ребенка. При использовании стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, дети учатся говорить чисто и правильно, координировать движения и речь. Пальчиковые игры отражают окружающий мир: знакомые ребенку предметы, явления природы, животных, во время которых дети повторяют движения взрослых, активизируется мелкая моторика рук. При организации пальчиковых игр с маленькими детьми используются различные персонажи и образы, такие как козочка, зайчик, солнышко, дождик и т. д. Пальчиковые игры начинаются с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Для этого упражнения педагоги используют резиновые игрушки с пищалками. Педагог должен произносить тексты пальчиковых игр выразительно : иногда повышая или понижая голос, делать паузы, подчеркивать отдельные слова и выполнять движения в точности с текстом. Малышам все еще трудно произносить текст, поэтому в самом начале работы необходимо поощрить их за правильное выполнение движения вместе со взрослым. Пальчиковые игры могут проводиться несколькими способами: взрослый сам выполняет все движения, а ребенок только наблюдает; взрослый выполняет действия руками ребенка; ребенок действует самостоятельно своими ручками. Перед организацией пальчиковых игр необходимо убедиться в том, что у всех ребят ручки теплые и не вызывают дискомфорта. Педагогу нужно подбирать игры, которые соответствуют возрасту детей. Важным условием проведения пальчиковых игр является их правильная организация: сначала взрослый показывает действия пальцами, а затем предлагает повторить их. Педагог терпеливо следит за действиями ребенка, помогает правильно складывать пальчики, хвалит ребенка за малейшие достижения. Для формирования речевой активности при организации пальчиковых игр важно сопровождать их стихами и потешками, побуждать ребенка повторять за взрослым отдельные слова, а затем и весь текст. Каждый из десяти пальчиков малыша должен участвовать в играх : все вместе или поочередно. В пальчиковых играх необходимо придерживаться систематичности и последовательности. Для работы с детьми педагог отбирает и систематизирует речевой материал. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с детскими стишками, потешками, потому что дети с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают поэтический ритм и с удовольствием выполняют действия пальцами или кистью руки, в соответствии с содержанием произведения. Все это способствует проявлению интереса к пальчиковым играм, развивает речь детей. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм. Словарный запас детей раннего возраста очень мал, поэтому дети окружающий мир воспринимают по-своему. Важно при проговаривании потешек использовать те, которые понятны и доступны детям. С детьми проводятся пальчиковые игры с использованием сначала знакомых потешек «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока-белобока», а затем новых, которые так же вызывают интерес у детей и желание в них участвовать. Очень важно не упустить момент и сделать все возможное, чтобы способствовать развитию речевых навыков и умений детей, среди которых важную роль играет развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковые игры нравятся детям, дарят радость общения и приносят ощутимую пользу.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в пальчиковых играх» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Список литературы 1. Аншакова М. А. Роль пальчиковых игр в формировании мелкой моторики детей раннего возраста / М. А. Аншакова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – №13
2. Ершова В. Н. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры / В. Н. Ершова, Н. П. Брехова. // Молодой ученый. – 2016. – №23.2 (127.2).
3. Русяева И. В. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности // Теория и практика образования в современном мире. – СПб: Свое издательство, 2019. – С. 18–19.