Зотникова Мария Дмитриевна
Развитие речи дошкольников в условиях семьи и детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников в условиях семьи и детского сада.
Форма проведения: круглый стол
Цель: Роль речи во всестороннем развитии личности ребенка, раскрытие понятия и определение значимости.
Задачи: познакомить родителей с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома; познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
План работы родительского собрания.
1. Выступление воспитателя по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Речевые игры.
Ход родительского собрания.
1. Выступление воспитателя.
Не секрет что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Ребенок берет пример с родителей и подражает хи поведению. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»
(высказывание родителей)
Речь — важный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, взаимодействовать с другими людьми, передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.
Психолого-педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям:
- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- социально-коммуникативное
- познавательное развитие
- речевое развитие
О «Речевом развитии» поговорим сегодня подробней. Согласно ФГОС речевое развитие включает в себя такие компоненты, как владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылке к обучению грамоте.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? На что стоит обратить внимание? (Предложить высказаться родителям)
Непосредственно на 4м году году жизни речевом развитии решаются задачи развития умения понимать обращенную речь; умение использовать дружелюбный спокойный тон; вежливое общение со взрослыми и сверстниками (здороваться, прощаться, выражать просьбу, благодарить, знакомится); умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания; умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде и падеже; умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием, умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук. Обогащение словаря детей за счет расширения представлений о людях, предметах, явлениях, объектах природы и ближайшего окружения, их действиях и ярко выраженных достоинствах.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста должны решаться все основные задачи развития речи, такие как:
- восприятие звуковой и интонационной культуры речи.
- формирование грамматического строя речи.
- обогащение словарного запаса.
- обучение рассказыванию, связной речи.
Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи беспокоит Вас? С какими сложностями сталкиваются Ваши дети? (высказывания родителей по теме родительского собрания).
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, которые включают в себя развитие всех выше перечисленных качеств речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой, спортивной и художественной деятельности; в повседневной жизни.
1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря и грамматического строя речи на основе знаний и представлений об окружающей жизни. Это происходит как в повседневном общении, так и в процессе чтения художественной литературы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть. Ведите беседы по содержанию прочитанного текста.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
- Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».
-Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
-Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. (родителям предлагается поиграть в сказку)
2. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Провести несколько пальчиковых игр для родителей.
3. Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.
Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять целенаправленное движение, т. е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Что же это такое – артикуляционная гимнастика?
Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса, подвижность органов речи.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи: язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык: за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.
Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4
Предложить родителям попробовать сделать простую артикуляционную гимнастику.