Заболотная Олеся
Конспект итогового занятия по развитию мелкой моторики посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие мелкой моторики рук детей с помощью пальчиковых игр
Задачи:
- образовательные:
совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику, координацию речи с движениями
развивать память, наглядно-действенное мышление, внимание, воображение
- Развивающие
развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами
-Воспитательные
формировать познавательный интерес, воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмоционально-положительное взаимодействие между детьми
Актуальность выбранной темы
Темочки:
Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно - психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры и театрализация. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день.
результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма, улучшит речевые способности ребенка.
Ожидаемые результаты:
1. В результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей.
2. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
3. Иметь способность к обыгрыванию любого сюжета. художественного произведения.
4. Передавать образ героя мимикой, жестами.
5. Обладать умением работать в коллективе.
Оборудование: Игрушка Ворона, цветок; контейнеры с сухой фасолью; бусы разного цвета, шнур, бусы по количеству детей.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, воспитатель просит поздороваться с гостями.
Воспитатель: - Сегодня вас ждут увлекательные задания, а помогут вам их выполнить наши дружные помощники, наши пальчики
В: Дети, давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу. Что там? Какое время года? –Весна, светло, солнышко просыпается теперь рано. (Светит или спряталось за тучки). Поприветствуем его, попросим посветить нам:
Игра с пальчиками «Солнышко»:
Стало солнце пригревать
Стали капельки стучать
Капля раз, и капля два
Капли медленно сперва
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Побежали ручейки, их попробуй догони
Раздается стук.
Воспитатель:: - Кто же это там стучит, в гости к детям спешит? (Вносим игрушку ворону)
Дети: Это ворона! Кар-кар-кар!
Пальчиковая игра «Ворона и червячки»
Воспитатель: Посмотрите, какая она красивая! Черная, большая, у нее на голове есть глазки, и у детей есть глазки, клюв.
- Ой, ребятки, а посмотрите, у нас ворона какая-то грустная. Давайте спросим у нее, что случилось, почему ты грустишь?
Ворона отвечает, что она собиралась к ребятам в гости и надела красивые бусы. А пока летела, потеряла свои бусы! Ах, как жалко, такие они красивые были! Помогите мне найти мои бусинки!
Воспитатель: Поможем, ребятки?
Дети: Да!
Воспитатель: Не огорчайся, ворона, мы найдем твои бусы.
Дети идут за воспитателем, проговаривая:
- Большие ножки шли по дорожке: Топ-топ, топ-топ.
- Маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ
На столе лежит цветок.
Воспитатель: Посмотрите ребята какой он красивый и яркий. Давай с вами и цветочек поприветствуем.
Пальчиковая игра «Алые цветы»
Воспитатель: А давайте заглянем в цветок, что там
Дети повторяют слова, находят несколько крупных бусинок.
Дети: Бусы!
Воспитатель: Ой! Что это вы нашли? Это бусинки! Смотрите, какие они красивые и разные. Какая у тебя бусинка, Богдан, большая или маленькая? – Большая бусинка, - а какого цвета? – Красного. А у Алины какая? – Тоже большая! Какого цвета бусина? – Черная. А у Вари? – Маленькая. - Какого цвета? – Красная, как у Богдана. Мы пойдем дальше искать еще бусинки?
Дети: Да, пойдем!
Дети идут за воспитателем, проговаривая:
- Большие ножки шли по дорожке: Топ-топ, топ-топ.
- Маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ
Подходят к столу, где стоят сухие контейнеры с фасолью
Воспитатель: Может здесь Ворона бусы потеряла? Давайте поищем.
Дети опускают руки в фасоль и делают упражнения, соответствующие тексту:
- Ворона здесь фасоль клевала «клюют» пальчиками пшено
И ногами здесь гуляла, пальчиками «ходят» по поверхности
Топ- топ, топ- топ следы оставляла
А потом мы ручками вместе ямку рыли:
Вот-вот, вот-вот, вместе ямку рыли
Воспитатель: Нашли бусинки внутри?
Дети находят среди пшена бусинки и достают, складывают на тарелочку.
Смотрите какие большие они по размеру? Бусинки большие? - Большие.
- Твердые? - Бусинки твердые.
- Одни из них красного цвета, а другие черные, как ворона.
Рефлексия:
• Красивые у нас бусы получились? Бусы мы нашли, собрали, вернем их Вороне. Иди к нам, Ворона, мы тебе бусы наденем! Дети надевают бусы на шею Вороне, она их благодарит и спрашивает, интересно было ребятам бусы искать,
• где искали бусинки?
• чему научились,
• что понравилось? (ответы детей).
- Спасибо вам ребята! За то, что вы мне помогли. Я так рада что мои бусы нашлись. А теперь мне пора лететь к моим маленьким вороняткам.