Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность

Мария Литвиненко
Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говорят, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли». В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – период интенсивного сенсорного развития, то есть

формирования полноценного восприятия окружающей действительности. Оно

служит основой познания мира, первой ступенью которого является

чувственный опыт [1].

Давно доказано, что нервные окончания на кончиках пальцев у деток

Публикация «Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность» размещена в разделах

«связаны» с частью мозга, отвечающей за развитие речи. Именно пальчиками

малыши познают мир.

Основной метод накопления информации –

прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития.

Ученые педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения

рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка. В период от 3 до 9

лет развитие интеллектуальных и творческих возможностей человека наиболее продуктивно. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики в этом возрастном периоде, умеет логически рассуждать, у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению [5].

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как

развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а

также словарный запас ребенка [3].

Что же это такое — мелкая моторика рук?

«Мелкая моторика — согласованное движение пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть «пальчиков» говорит о том, что мелкая моторика еще не достаточно развита [4].

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего

возраста.

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию

мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная

деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной

деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер.

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально

воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.

В дошкольном и даже младшем школьном возрасте творческие

проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому необходимо в

дошкольном возрасте расширять опыт ребенка для создания прочных основ его творчества.

Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения,

познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого

выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами

изображения [2].

Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности,

которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать,

конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их

волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь

создаёт условия для развития мелкой моторики.

Рисование карандашами, красками требует освоения определённых

технических навыков. Надо правильно держать карандаш (кисть): тремя

пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу,

придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно

действовать им. Не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к

отточенному концу. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами

приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые

пальцы не удерживают карандаша, и он постоянно выпадает [3].

Освоение всех этих технических навыков развивает движения руки,

вырабатывает их большую координацию, ритмичность.

Наиболее эффективный приём – пассивные движения, когда ребёнок

действует не самостоятельно, а с помощью: педагог вкладывает в пальцы

малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой

ребёнка.

Мышцы ребёнка ещё очень слабы, особенно мышцы – разгибатели. Вот

почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться

ниже над столом. Педагог должен поправить позу и далее следить, чтоб

ребёнок сохранял за столом правильную позу. В ходе занятия педагог следит за движениями руки и исправляет тех детей, кто держит карандаш неправильно, щепотью, двумя пальцами, в кулаке или в левой руке.

Разумеется, не нужно ограничиваться одними словесными замечаниями. Ведь ребёнок, не имея опыта, не может исправить положение. Ему надо показать это практически, взяв руку малыша в свою.

Занятия рисованием должны доставлять детям радость. И здесь многое

зависит от педагога: от его умений заинтересовать воспитанников, вызвать

желание заниматься, проявить чуткое, внимательное отношение, вовремя

подбодрить.

Педагог стремится к тому, чтобы дети как можно активнее осваивали

нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной

формы они должны обследовать предмет движением руки по контуру и

показать это движение в воздухе. Затем с помощью педагога дети осваивают

формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске.

Сначала действие демонстрирует сам педагог, затем по одному вызывает

нескольких детей. Следующий этап – дети с карандашом или кистью в руке

делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении, необходимое для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем изображении предметов такой же формы дети припоминают, как надо действовать рукой.

Декоративное рисование также требует от детей согласованных действий

рук и глаз. Прорисовывая очень мелкие завитки, различные элементы росписи:

точки, волнистые и прямые линии, другие детали, у детей развиваются

двигательные ощущения и вся мелкая моторика руки.

Должно настораживать, если ребёнок активно поворачивает лист при

рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять

направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием

листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует

слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой

фиксации руки при рисовании.

Не менее эффективна для развития мелкой моторики пальцев рук лепка.

Занятия по лепке в детском саду начинаются с первой младшей группы.

Лепные работы малышей характеризуются прежде всего неотчётливой формой изображения. Это результат того, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё недостаточно развиты и слабо координированы. Кроме того, они ещё не владеют действенным зрительным контролем за результатом своей работы.

Аппликация – это способ создания художественных изображений из

различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или

нашитых на соответствующий фон.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной

деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое

расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и

наклеивания.

Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация,

направлены на формирование у них определённых знаний, развитие умений,

отработку навыков. Специфика аппликации создаёт благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук, даёт детям возможность активнее

усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной

форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.

Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечнодвигательными ощущениями, восприятием движения кинестетически и зрительно, т. е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В

соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестетическими

представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно

корректируется.

Различные виды изобразительной деятельности помогают развить

личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё

собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных

произведений изобразительного искусства.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе,

в частности, к письму. Если вы не хотите проблем с письмом у первоклассника,

или задержки речи у старшего дошкольника, начинать соответствующие

развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо

регулярно, в системе, без давления и принуждения.

В. А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет

и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми

нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки

дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в

начальной школе.

Список литературы:

1. Бурба. И. Центр тактильного развития//дошкольное воспитание. №9.,

2010. –с. 85

2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд.

дом «Литера», 2006.

3. Колдина Д. Н. рисование с детьми 3-4 лет. Конспект занятий. — М. :

Мозайка - Синтез, 2007. — 48 с.

4. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить». — М. : «Сов. Россия», 1973.

c.103

5. Нугаева Р. Р. // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 401-404.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастикуРазвитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику Развитие мелкой моторики через пальчиковую гимнастику. Приоритетным направлением в работе с детьми я выбрала развитие моторики. Для этого.

Развитие мелкой моторики рукРазвитие мелкой моторики рук Это моя доченька Златушка. Хочу представить вашему вниманию несколько снимков как мы дома с ней занимаемся. Папа сделал из старой фанеры.

Развитие мелкой моторики рук Хочу поделится с вами своим пополнением предметно-пространственной развивающей среды играми развивающими мелкую моторику рук. Перспективное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 16:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Мария Литвиненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД