Мария Литвиненко
Развитие мелкой моторики через изобразительную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говорят, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли». В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство – период интенсивного сенсорного развития, то есть
формирования полноценного восприятия окружающей действительности. Оно
служит основой познания мира, первой ступенью которого является
чувственный опыт [1].
Давно доказано, что нервные окончания на кончиках пальцев у деток
Темочки:
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
«связаны» с частью мозга, отвечающей за развитие речи. Именно пальчиками
малыши познают мир.
Основной метод накопления информации –
прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития.
Ученые педагоги и психологи единодушны во мнении о том, что движения
рук играют важную роль на всех этапах развития ребенка. В период от 3 до 9
лет развитие интеллектуальных и творческих возможностей человека наиболее продуктивно. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики в этом возрастном периоде, умеет логически рассуждать, у него адекватно возрасту развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению [5].
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как
развивается малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а
также словарный запас ребенка [3].
Что же это такое — мелкая моторика рук?
«Мелкая моторика — согласованное движение пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть «пальчиков» говорит о том, что мелкая моторика еще не достаточно развита [4].
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего
возраста.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию
мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная
деятельность. Изо деятельность приносит много радости и заложена у детей на генетическом уровне.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной
деятельности должен носить эмоциональный, творческий характер.
У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально
воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.
В дошкольном и даже младшем школьном возрасте творческие
проявления детей достаточно заметны и интересны. Поэтому необходимо в
дошкольном возрасте расширять опыт ребенка для создания прочных основ его творчества.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения,
познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого
выражения дошкольника определяется не только образным представлениями и желанием передать их в своей работе, но и тем, как он владеет средствами
изображения [2].
Рисование, лепка, аппликация - виды изобразительной деятельности,
которая является одной из самых интересных для детей дошкольного возраста.
Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать,
конструировать. Тем самым они получают возможность передавать то, что их
волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь
создаёт условия для развития мелкой моторики.
Рисование карандашами, красками требует освоения определённых
технических навыков. Надо правильно держать карандаш (кисть): тремя
пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу,
придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцах и правильно
действовать им. Не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к
отточенному концу. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами
приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабые
пальцы не удерживают карандаша, и он постоянно выпадает [3].
Освоение всех этих технических навыков развивает движения руки,
вырабатывает их большую координацию, ритмичность.
Наиболее эффективный приём – пассивные движения, когда ребёнок
действует не самостоятельно, а с помощью: педагог вкладывает в пальцы
малыша карандаш и производит рисовальные движения вместе с рукой
ребёнка.
Мышцы ребёнка ещё очень слабы, особенно мышцы – разгибатели. Вот
почему очень скоро после начала занятия многие дети начинают склоняться
ниже над столом. Педагог должен поправить позу и далее следить, чтоб
ребёнок сохранял за столом правильную позу. В ходе занятия педагог следит за движениями руки и исправляет тех детей, кто держит карандаш неправильно, щепотью, двумя пальцами, в кулаке или в левой руке.
Разумеется, не нужно ограничиваться одними словесными замечаниями. Ведь ребёнок, не имея опыта, не может исправить положение. Ему надо показать это практически, взяв руку малыша в свою.
Занятия рисованием должны доставлять детям радость. И здесь многое
зависит от педагога: от его умений заинтересовать воспитанников, вызвать
желание заниматься, проявить чуткое, внимательное отношение, вовремя
подбодрить.
Педагог стремится к тому, чтобы дети как можно активнее осваивали
нужные движения. Поэтому при первом изображении предмета той или иной
формы они должны обследовать предмет движением руки по контуру и
показать это движение в воздухе. Затем с помощью педагога дети осваивают
формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске.
Сначала действие демонстрирует сам педагог, затем по одному вызывает
нескольких детей. Следующий этап – дети с карандашом или кистью в руке
делают нужное движение в воздухе. Так образуется представление о движении, необходимое для того, чтобы нарисовать данный предмет. При последующем изображении предметов такой же формы дети припоминают, как надо действовать рукой.
Декоративное рисование также требует от детей согласованных действий
рук и глаз. Прорисовывая очень мелкие завитки, различные элементы росписи:
точки, волнистые и прямые линии, другие детали, у детей развиваются
двигательные ощущения и вся мелкая моторика руки.
Должно настораживать, если ребёнок активно поворачивает лист при
рисовании или закрашивании. В этом случае ребёнок заменяет умение менять
направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием
листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует
слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой
фиксации руки при рисовании.
Не менее эффективна для развития мелкой моторики пальцев рук лепка.
Занятия по лепке в детском саду начинаются с первой младшей группы.
Лепные работы малышей характеризуются прежде всего неотчётливой формой изображения. Это результат того, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев ещё недостаточно развиты и слабо координированы. Кроме того, они ещё не владеют действенным зрительным контролем за результатом своей работы.
Аппликация – это способ создания художественных изображений из
различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или
нашитых на соответствующий фон.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной
деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое
расположение фигур; большой интерес вызывает у них техника вырезывания и
наклеивания.
Все виды изобразительной деятельности детей, в том числе и аппликация,
направлены на формирование у них определённых знаний, развитие умений,
отработку навыков. Специфика аппликации создаёт благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук, даёт детям возможность активнее
усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной
форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывая одни на другие. Это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения, что важно не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но и для рисования.
Движения руки при рисовании, лепке, аппликации связаны с мышечнодвигательными ощущениями, восприятием движения кинестетически и зрительно, т. е. ребёнок видит, как движется рука, и ощущает это движение. В
соответствии с образовавшимися у ребёнка зрительными и кинестетическими
представлениями производится нужное движение и по ходу выполнения оно
корректируется.
Различные виды изобразительной деятельности помогают развить
личность ребёнка, научить его выразить своё творческое начало и своё
собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычайных
произведений изобразительного искусства.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе,
в частности, к письму. Если вы не хотите проблем с письмом у первоклассника,
или задержки речи у старшего дошкольника, начинать соответствующие
развивающие занятия надо как можно раньше. Проводить такие занятия надо
регулярно, в системе, без давления и принуждения.
В. А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей
находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет
и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми
нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки
дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в
начальной школе.
Список литературы:
1. Бурба. И. Центр тактильного развития//дошкольное воспитание. №9.,
2010. –с. 85
2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд.
дом «Литера», 2006.
3. Колдина Д. Н. рисование с детьми 3-4 лет. Конспект занятий. — М. :
Мозайка - Синтез, 2007. — 48 с.
4. Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить». — М. : «Сов. Россия», 1973.
c.103
5. Нугаева Р. Р. // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 401-404.