марина мельникова
Развитие мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Мелкая моторика рук : немного физиологии
Публикация «Развитие мелкой моторики» размещена в разделах
Открытие, которое было совершено учёнными, оказалось удивительным: треть площади двигательной проекции коры головного мозга принадлежит проекции кисти руки, которая, в свою очередь, находится рядом с речевой зоной. Именно эти два факта: размер проекции кисти руки и ее непосредственная близость к речевой зоне –привели к выводу, что кисть руки принимает непосредственное участие в формировании и развитии речевых навыков. Отсюда и возникла идея о том, что различные движения пальцев рук (иначе – мелкая моторика) могут оказать довольно существенное влияние на развитие детской речи. Поэтому тренировка мелкой моторики заняла, наряду с тренировкой артикуляционного аппарата ребенка, почетное место в вопросе обучения ребенка речи.
Значение мелкой моторики
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. .В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни. Мелкая моторика — один из видов моторики.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: “Источники способностей и дарований детей – на кончикахих пальцев
Рекомендуемый возраст, когда нужно начинать активно тренировать мелкую моторику рук – 8 месяцев. Конечно, вы можете начать эти занятия и раньше, делая малышу массаж пальчиков, давая ему в руки различные предметы разного размера и фактуры, используя специальные игрушки, которые можно купить или сделать самому.
Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.
Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т. п.
Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности:
Рисование и раскрашивание картинок - хорошее упражнения для развития мелкой моторики.
Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.
Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, и т. п.
Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
Изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Переборка круп - насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.
Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Попросите ребенка искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как:
- «Сорока-сорока.»,
- «Ладушки-ладушки.»,
- «Идет коза рогатая.»,
- «Пальчик-мальчик, где ты был?.»,
- «Этот пальчик дедушка. «и другие.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, движения его руки будут более уверенные. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые ребенок с удовольствием рассматривает.
Задача педагога – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не забывая хвалить ребенка. Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет получен результат…
Игры на развитие мелкой моторики 2, 3 лет
Волшебная шкатулка
Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования
Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.
Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.
Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их.
Волшебные шнурки
Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка
Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.
Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.
Создайте с ребенком целую картину.
Опять мимо!
Игра развивает мелкую моторику и координацию движений
Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком.
После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.
Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.
С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.
Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».
«Раз фасоль, два фасоль.»
Игра развивает мелкую моторику, обучает счету
Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка.
Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.
Крутится?
Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику
Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.
Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках.
Попросите повторить ваши действия.
Входит и выходит
Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику
Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.
Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.
Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».
Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.
Учимся пересыпать
Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.
Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.
Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.
Научите его делать движения рукой, как будто он солит.
Бусы
Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.
Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!
Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей.
Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия.
Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.
А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.
Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы.
Сортируем макароны
Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования
Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.
Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».
Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.
Помогите ребенку справиться с заданием.
Поезд из катушек
Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия
Необходимый инвентарь: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.
Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки.
Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд.
Узоры
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении
Необходимый инвентарь: бумага, фломастеры.
Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.
Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.
Лабиринт для карандаша
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений
Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка.
Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.
Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след.
Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры.
Лабиринт для пальчика
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении
Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.
Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке.
Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры.