Ольга Сигаева
Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работая в детском саду в разных возрастных группах я столкнулась с тем, что у детей сформированность элементарных математических представлений не всегда соответствует возрасту. Я заметила, что дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, у некоторых детей слабо развиты внимание и память.
Мои выводы подтвердились диагностическим исследованием моей группы (2-я младшая группа, все дети пришли ко мне в прошлом году из дома). Дети допускали ошибки в счёте, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры, путали цвета.
Публикация «Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В августе 2006 года провела родительское собрание, где познакомила родителей с содержанием и задачами, поставленными циклом «Математические ступеньки» для детей 3-4 лет, с учебно-методическим пособием «Математика для дошкольников 3—4 лет», разработанным Колесниковой (16 учебно-игровых занятий).
Представила образцы игр, пособий, которые считаю необходимыми для работы с детьми второй младшей группы в течение года.
Родители заинтересовались и поддержали моё желание работать по данному математическому блоку, предложили свою помощь в изготовлении дидактических игр и пособий.
Диагностику математического развития детей я провела в начале учебного года – сентябре.
Причинами недостаточного уровня развития детей считаю следующие :
1. типовые программы, не обеспечивающие индивидуального подхода к каждому ребёнку;
2. дети, ранее не посещавшие детский сад труднее привыкают к режимным моментам, соответственно - мало работоспособны на игровых занятиях;
3. мало количество родителей, занимающихся с детьми дома;
4. в особо пристальном внимании также нуждаются дети, не посещающие регулярно детский сад по болезни или другим причинам, дети ослабленные, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные и педагогически запущенные.
Я изучала новую литературу, и пришла к выводу, что помимо занятий по «Математическим ступенькам» Колесниковой в своей работе буду использовать различные дидактические игры, занимательные упражнения, благодаря которым смогла исправить пробелы знаний у детей. (Приложение 1)
Таким образом я преодолевала ещё одну значимую трудность, с которой столкнулась в процессе работы – дети четвёртого года жизни практически совсем не воспринимают логические задачи и не могут с ними работать (за исключением 2-3-х человек из 20 детей). Поэтому во второй младшей группе я брала самые элементарные логические задачи только со второго учебного полугодия, дабы не загружать детей непосильными для них заданиями.
Таким образом, работая с тетрадью Е. В. Колесниковой «Математика для детей 4-5 лет» уже в средней группе, я возвращаюсь к простейшим логическим заданиям из рабочей тетради для детей 3-4 лет. Но для детей с высоким уровнем развития индивидуально даю логические задания более высокого уровня развития, соответствующие возрасту.
К концу учебного года провела повторную диагностику детей по уровням усвоения математических знаний. И оказалось, что из 20 детей : 8 детей были с высоким уровнем, 10 детей были со средним уровнем, и только 2 ребёнка были с низким уровнем (дети, не посещающие регулярно детский сад по причинам болезни).
По данным вторичной диагностики и результатам своей работы мне было видно, что работу по данной системе необходимо продолжать, так как дидактические игры занятия интересны детям и дают хорошие результаты
Таким образом, учитывая результаты первичной диагностики, опираясь на изученную литературу, опыт коллег, было решено составить картотеку дидактических игр, направленных на развитие элементарных математических представлений детей.
Основным критерием картотеки является разделение материала по программным темам:
знакомство в игровой форме с величиной;
игры с цифрами (количество);
игры-путешествия во времени;
игры на ориентацию в пространстве;
игры с использованием геометрических фигур;
игры на развитие логического мышления.
Также учитываются 2 основных типа дидактических игр, восстанавливающих пробелы знаний у ребёнка по программному материалу :
1. разноуровневые игры (высокий и средний уровень, дающие детям с высоким уровнем развития возможность двигаться дальше, а детям с со средним и низким уровнем развития не чувствовать себя ущемлёнными по отношению к ним;
2. индивидуальные и групповые игры, позволяющие развивать как творческие способности отдельной личности, так и коммуникативные способности в целом в игре.
Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные дидактические игры и упражнения.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Таким образом, реализуя на практике содержание цикла «Математические ступеньки», и работая по пособию и рабочей тетради «Математика для дошкольников 3-4 лет», плюс, проводя дидактические игры по разработанной картотеке и занимаясь с детьми в групповой и индивидуальной форме, я осуществила задачи по математическому развитию детей второй младшей группы:
привлечение внимания детей к качественной, количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения;
освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно-двигательным, зрительным путем, путем сравнения;
овладение дочисловой оценкой количественных групп и с помощью чисел в доступном ребенку пределе;
развитие самостоятельности в воспроизводящей, воссоздающей, творческой деятельности, детской инициативности.
А в настоящее время веду такую же работу со своими детьми в средней группе. И в последующих группах надеюсь знакомить дошкольников с началами математических представлений по данной системе работы.