Носовец Юлия Владимировна
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Основная цель познавательного развития, в соответствии с ФГОС – развитие
интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих способностей
детей. Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Формирование элементаpных математических способностей направлено на развитие важнейшей cоставляющей личности ребенка – его интеллекта и интеллектуально - творческих способностей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
И родители, и педагоги знают, что формирование элементарных математических представлений обладает уникальными возможностями для развития детей, а также – это мощный фактор развития ребенка, который формирует жизненно важные личностные качества воспитанников – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но, для выработки определенных элементарных математических умений и навыков необходимо развивать
логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Одна из важных задач воспитателей и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые настаивают. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Вопрос формирования и развития математических способностей ребенка напрямую связан с вопросом формирования и развития его познавательных способностей. Б. П. Никитин отмечает, что «при этом, большое внимание следует уделять таким условиям развития способностей, как раннее начало; создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее; организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение потолка возможностей; обеспечение свободы в выборе деятельности; помощь взрослых. Ни одно из этих условий,
взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результаты».
Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, проблема
развития математических способностей дошкольников еще далека от завершения.
Какие же способности в дошкольном возрасте можно отнести к математическим?
Многие родители думают, что заниматься развитием математических способностей детей в дошкольном возрасте еще рано. И подразумевают под этим понятием некие специальные способности, позволяющие детям оперировать большими числами, или увлеченность формулами и алгоритмами.
Другая крайность – считать ребенка способным к математике, если он рано научился считать и даже отвечать на вопросы, сколько будет 2+3…
В первом случае способности путают с природной одаренностью, а в другом – радующий результат может не иметь никакого отношения к математике. Возможно, ребенку пришелся по душе ритм счета или запомнились образы цифр в арифметическом примере.
Чтобы развеять подобное заблуждение, важно прояснить, какие способности называют математическими.
И так что же такое математические способности? Математические способности - это особенности протекания мыслительного процесса с выраженностью анализа и синтеза, быстрого абстрагирования и обобщения применительно к математическому материалу.
Среди наиболее важных компонентов математических способностей выделяются:
- специфическая способность к обобщению математического материала;
- способность к пространственным представлениям;
- способность к отвлеченному мышлению.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей.
Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Особенно
быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
Таким образом, можно сформулировать следующее определение математических способностей. Под математическими способностями понимаются индивидуально-психологические свойства личности, определяющие успешность усвоения и продуктивность выполнения данной личностью мыслительных действий, необходимых для решения математических задач.
Математические способности дошкольников включают следующие компоненты:
- умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы;
- способность раскрывать причинные связи между явлениями окружающей
действительности;
- умение совершать мыслительные операции (решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию, например, продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т. д.);
- наличие творческих способностей: уметь самостоятельно придумать
последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур,
обладающую общим признаком;
- хорошая наглядно - образная, словесно-логическая и эмоциональная память;
- способность к обобщению и абстракции, наличие пространственных представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
- внимание, наблюдательность;
- способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в новых условиях;
- умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ.
Изучая литературу по педагогике, максимального эффекта
при развитии математических способностей можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. Так как ведущей деятельностью у
дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и
отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием.