Поварницина Марина
Консультация для родителей «Развитие математических способностей через дидактические игры, в которые мы играем дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Развитие математических способностей через дидактические игры, в которые мы играем дома»
Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
Публикация «Консультация для родителей „Развитие математических способностей через дидактические игры, в которые мы играем дома“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости
и любознательности”.
В. А. Сухомлинский.
Понятие развития математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связаны их друг с другом, способствуют формированию понятий. Элементарные математические представления складываются у детей рано, т. к. речь изобилует математическими понятиями : круг, шар, квадрат, угол, прямая, кривая и т. д. Уже к четырем годам у дошкольников есть некоторый «багаж» элементарных математических представлений, который необходимо обобщить и систематизировать. У ребенка должны быть воспитаны устойчивый интерес к знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
И если для воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Характер этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры : если достижение дидактической цели будет осуществимо в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет более значимой.
Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Знания необходимы ребенку не ради знания, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание.
Дидактическая игра ценна только в том случае, если она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний детей. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают и явления окружающей действительности и познают мир. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Вначале увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к самому предмету обучения.
Компонентами, составляющими дидактическую игру, являются дидактическая (обучающая) задача, воспитательная задача, игровая задача, ставящаяся перед детьми, игровые правила и действия.
Если одного из этих компонентов нет – это упражнение или беседа о дидактическом материале. Все дидактические игры классифицируются на игры с предметами, на настольно-печатные игры, словесные и музыкально-дидактические. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений классифицируются на игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами и игры на логическое мышление.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия, она реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, итог ее решения обнаруживается в финале.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: «РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР», «ХУДОЖНИК», «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ» и многие другие игры.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как «НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ», «ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, нужно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.