Елена Половинкина
Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игры. Самообразование
▼ Скачать + Заказать документы
Целью моей работы по самообразованию в 2020 – 2021 году было обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Публикация «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игры, Самообразование» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы.
2. Организовать совместную деятельность взрослого с детьми.
3. Развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
4. Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
5. Разработать перспективный план работы с детьми.
Решению данных задач способствовали следующие методы :
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.
Актуальность темы обусловлена тем, что Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
В процессе работы по самообразованию я изучила следующую литературу:
1. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет, Москва: Мозаика- Синтез, 2009г;
2. Помораева И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений, Москва: Мозаика- Синтез, 2016г;
3. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010
4. Чилинрова Л. А., Спиридонова Б. В. Играя, учимся математике. М. ,2005.
Опираясь на изученные методики и литературу, я не стремлюсь к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваю их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.
Воплощая идею Л. С. Выготского об опережающем развитии, я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, становится понятным, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.
Изучая труды великих педагогов: Крупской Н. К., Сухомлинского В. А., Макаренко А. С., а так же современную литературу я поставила перед собой задачу: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое. Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы - моя главная цель в обучении детей.
Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Также я проводила работу с родителями. Проведено анкетирование «Математическое развитие детей». Были разработаны рекомендации по развитию математических способностей детей через игровую деятельность «Игры и упражнения для развития мелкой моторики», консультации «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала», «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста.
Подготовлена выставка игр и материалов для развития математических способностей детей.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
С детьми проводилась совместная игровая деятельность, а так же лепка, рисование с элементами математики. Для развития представлений о величинах использовала дидактические игры «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики»; для умения объединять предметы в группу по цвету, форме, размеру - дидактические игры «Найди пару», «Разложи по коробочкам, «Что изменилось?»; для знакомства с понятиями «один», «много» - дидактические игры «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат»; для знакомства с геометрическими фигурами: круг и квадрат - дидактические игры «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме»; для формирование пространственных представлений: на –над -под, вверху -внизу - «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». Разработан проект "Страна математики".
Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики.
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.