Ирина Свиридова
Развитие логического мышления младших школьников через обучение рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления с речью, находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами, то есть мы не можем мыслить, не произнося ни слова. С помощью специальных приборов, регулирующих мышечные сокращения, отмечено, что во время протекания мыслительного процесса отмечается движение голосового аппарата, хотя человек этого не замечает.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логическое мышление
- Начальная школа. 1-4 классы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Следует отметить, что речь является орудием мышления. Так взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их вслух. И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами, количество и качество решенных задач ухудшалось.
Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах. В том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Словесно – логическое мышление начинает формироваться в возрасте шести-семи лет, так как к этому времени ребенок знает, использует и преобразует достаточно много понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольника, и тем более у детей младшего школьного возраста с различными нарушениями развития. Различные игры, конструирование, рисование, лепка, чтение, общение, необходимая коррекционная речевая деятельность, то есть все то, чем ребенок занимается до школы, развивает у него мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщения, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.
Словесно-логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматическими формами создает предпосылки и для развития мышления.
Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно – следственные зависимости. Очень важно развивать в ребенке умение соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей и обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, а каждое новое предложение развертывало бы мысль, развивало сказанное или вносило новые факты и суждения.
Для развития мышления ребенка, начиная с дошкольного возраста важно, чтобы он научился делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В примере «Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» - следствие. Нетрудно обозначить здесь временную последовательность.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей детей – это период от 3 до 9 лет. Именно тогда необходимо приложить максимум усилий для развития речи, восприятия, памяти, внимания, мышления. Если будучи школьником, ребенок не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть еще изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе формирования мысли в речевых формах. Недаром говорят, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме.
Работа по обучению детей в начальной школе рассказыванию ведется с первого по четвертый класс, усложняясь год от года. Очень часто в первый класс приходят дети, совершенно не умеющие рассказывать не то что о картинке или предмете, а даже о себе, о произошедших с ними событиях. Особенно это касается детей с различными нарушениями развития, но и среди детей с нормой такое явление наблюдается все чаще. Причин этого много, но нам нужно работать над развитием речи – и, соответственно, мышления таких детей.
В школе в основном используется рассказывание по картинам. Картинный материал классифицируется следующим образом:
По формату – демонстрационные и раздаточные;
По содержанию – дидактические и художественные, дидактические в свою очередь бывают предметными и сюжетными;
По характеру изображения и по способу функционального использования.
Я бы хотела остановиться на двух видах рассказывания – составление рассказа-описания по предметной картине и по сюжетной.
При обучении рассказыванию, как и при любом другом, мы идем от простого к сложному. Самый простой рассказ – описание предмета, но и это часто вызывает у ребенка трудности. Сначала я даю детям образец рассказа-описания, мы выясняем, полный ли это рассказ, понятный ли, можно ли по этому рассказу представить предмет в полном объеме. Затем мы составляем алгоритм рассказа, шаблон, по которому дети будут работать самостоятельно. Шаблон мы зарисовываем на последней странице тетради, и каждый год он разный, потому что составляется совместно с детьми. Символами, которые придумывают сами дети, обозначаем пункты, которые должны быть в рассказе.
Когда детьми полностью усвоено составление рассказа-описания предметной картинки, можно переходить к составлению рассказов по сюжетным картинкам. Изображение при этом также усложняется постепенно, добавляются детали картины, элементы творческого рассказывания.