Ирина Сороковикова
Развитие логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИВАЕМ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ПОМОЩЬЮ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР
Большинство родителей уверены, что гораздо важнее научить ребёнка считать, писать, читать и никаких проблем с учебой не будет. Но иногда случается так, что читающий, пишущий и считающий ребенок, придя в школу, постепенно снижает свою успеваемость. В чем же причина?
Публикация «Развитие логического мышления дошкольников» размещена в разделах
Оказывается, он не умеет думать самостоятельно, рассуждать анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, т. е. у него не развито логическое мышление.
Вообще развитие мышление происходит в три этапа:
1. Наглядно-действенное, т. е. ребенок мыслит через действие, показ.
2. Наглядно-образное, т. е. ребенок мыслит при помощи образов.
3. Словесно-логическое, т. е. ребенок мыслит в уме.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательны, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В работе с детьми 5-7 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные действия: сравнивать, анализировать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют задания на поиск недостающих в ряду фигур, задания на поиск признака отличия одной группы предметов от другой, задания на продолжение логического ряда, нахождение закономерностей.
Логические задачки могут быть следующими:
- Стоит клен. На клене две ветки. На каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? ( Ответ: ни одной – на клене вишни не растут)
- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге? ( ответ: 4 кг.)
- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье? ( Ответ: 3)
- У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько у бабушки Даши внуков? ( ответ: 1)
Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.
Решите сами вслух какую-нибудь задачу. Делайте определенные выводы после каждого предложения. Пусть малыш следит за ходом ваших мыслей. Пусть он сам поймет, как решаются задачи подобного типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедиться в том, что решать такие задачи просто и даже интересно.
Обычные загадки, созданные народной мудростью. Также способствуют развитию логического мышления ребенка :
- Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы)
- Висит груша, нельзя скушать (груша)
- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
- разломился домик на две половинки и посыпались оттуда бусинки-дробинки (горох)
И самое важное. Никогда не забывайте спрашивать у ребенка: как он догадался, почему пришел именно к такому выводу, почему он думает так, а не иначе. Дайте ребенку возможность объяснить, порассуждать, доказать вам правильность своего решения. Тем самым к развитому логическому мышлению ребенка вы добавите развитую доказательную речь и посеете в ребенке уверенность в его успешность.