маргарита чиркина
Доклад из опыта работы «Формирование и развитие у дошкольников предпосылок теоретического, логического и креативного мышления»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №9 «Золотой улей»
Выступление к семинару
на тему
«Формирование и развитие у дошкольников предпосылок теоретического, логического и креативного мышления, пространственного воображения в процессе решения познавательных задач"
Выполнил:
Публикация «Доклад из опыта работы „Формирование и развитие у дошкольников предпосылок теоретического, логического и креативного мышления“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чиркина М. В., воспитатель
I квалификационная категория
Моршанск,2018
Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети – через эмоциональное отношение к объекту.
Правильное введение дошкольников в мир математических понятий создает у них предпосылки математического мышления, поскольку только математика, и никакой иной предмет, изучаемый дошкольниками, впервые знакомит их с абстрактными понятиями. Именно на математическом материале удобно закладывать основу будущего логического и эвристического (решение творческих задач) мышления, развивать чувство пространства и формировать навыки будущего умения рассуждать исследовать, рассуждать и доказывать, что, в свою очередь, и создаёт у дошкольников предпосылки развития теоретического мышления.
В нашей ДОО основная форма работы с детьми осуществляется в игровой форме. Заменяя математическое понятие математическим образом, мы создаем предпосылки развития математического (теоретического) мышления у детей дошкольного возраста, что соответствует условиям ФГОС ДО. Дидактическая игра с математическим содержанием дает возможность сделать процесс обучения занимательным и наиболее доступным для дошкольников. Сегодня, с успехом применяя в деятельности с детьми палочки Кюинзера, блоки Дьенеша, «дары» Фребеля и т. д., мы убедились в эффективности данных пособий. В игре всегда есть правила, выполняя которые ребенок приходит к определенному результату, после чего игра заканчивается. Используя «дары» Фребеля в своей образовательной деятельности мы даем возможность каждому ребенку стать развитой личностью, у детей развивается самостоятельность и уверенность в себе. Играя с «дарами» Фребеля, ребёнок создает основу для абстрактного знания, пропуская через себя опыт об окружающем мире.
Также, мы используем такие игры, как «Число», «Выложи палочки», «Бруски», «Геометрический сундучок», «Чем отличаются картинки?», «Волшебный мешочек», «Как можно поиграть?», игры с блоками Дьенеша, «Самый внимательный», «Упрямые дети» и т. д. Дидактическая цель ставится при этом не прямо, а косвенно. Умственные способности развиваются у ребенка на основе овладения им замещения и наглядного моделирования, которые первоначально возникают в детской игре. Такие игры многофункциональны, так как, каждый раз возвращаясь к игре, ребенок получает новое индивидуальное задание. Подобные игры удовлетворяют критерию компактности. Уже через одно-два занятия дети с легкостью выполняют задания, которые непросты и для взрослого, что служит доказательством их эффективности.
Особенность дидактических игр, которые мы используем в процессе образовательной деятельности, заключается, прежде всего, в преобразовании из настольных игр в двигательные (дети играют, не сидя за столами, а передвигаясь по группе). Используя на занятиях как можно больше двигательных игровых форм, которые помогают лучше воспринимать и усваивать материал, способствуют гармонизации работы отделов головного мозга; развивают воображение, оптико-пространственные представления, то есть пространственное воображение. Двигаясь, дети не утомляются, не отвлекаются, их не нужно постоянно удерживать на месте
Таким образом, с помощью различных методических приемов развиваются предпосылки теоретического, логического и креативного мышления ребенка, формируются предпосылки пространственного воображения, при котором он получает способность к самостоятельному мышлению и саморазвитию.
Мы активно принимаем участие в работе региональных семинаров, на которые приглашаются авторы программы, принимаем участие в вебинарах, которые регулярно проводятся издательством «Вентана-граф».
В марте 2017 года проведен городской научно-практический семинар «Развитие речевых способностей и эстетического мировидения в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе программы «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева, цель которого трансляция опыта работы региональной инновационной площадки по внедрению в практику образовательной деятельности УМК образовательной программы дошкольного образования «Тропинки» и парциальных программ Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА-ГРАФ». Разработаны методические рекомендации «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Педагоги ДОО повышают педагогическое мастерство, участвуя в различных конкурсах. В сентябре 2017 года два педагога ДОО приняли участие во Всероссийском конкурсе «Творческая мастерская педагога: лэпбук своими руками», организованной объединенной издательской группой «Дрофа-Вентана-Граф», в котором приняли участие более 100 педагогов из 25 регионов России и ближнего зарубежья. В номинации «Семьей дорожить – счастливыми быть» Бочкова Ирина Михайловна заняла I место, в номинации «Родного края образ ясный» Чиркина Маргарита Валериевна заняла II место. Заведующий Алиева О. Н. и старший воспитатель Дзюба Ю. И. награждены специальным призом Всероссийского конкурса «За профессиональное методическое сопровождение конкурсных материалов», представленных коллективами детских садов. В соответствии с годовыми задачами в ДОО в октябре 2017 года был проведен семинар-практикум «Создание условий для построения качественного образовательного процесса по реализации задач образовательной области художественно – эстетического развития в соответствии с ФГОС ДО». В ходе семинара воспитатель Чиркина М. В., поделилась своим опытом в создании лэпбука, воспитатель Черноусова Е. В. показала мастер-класс ««Гжельская роспись. Роспись тарелок Гжель»
В течение учебного года в рамках ДОО проведены открытые просмотры НОД по программе «Тропинки» :
Чиркина Маргарита Валериевна - формирование элементарных математических представлений «Путешествие в страну Математику»
Черноусова Елена Викторовна - художественно-эстетическое развитие «Наша ёлочка»
Прилипухова Светлана Петровна - художественно – эстетическое развитие «Светит солнышко в окошко. Картинки на песке»
Бочкова Ирина Михайловна - речевое развитие «Зайчонок потерялся»
Родители очень довольны работой педагогов, результатами своих детей, они являются полноправными участниками образовательных отношений, видят эффективность УМК «Тропинки». Единственное что нам нужно для дальнейшей реализации программы – это дидактический материал и методические пособия, которых нам так не хватает.