Шайхлисламова Зиля
Развитие личности дошкольников в народных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми жеребьёвками, потешками, песнями, танцевальными движениями т. д. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Публикация «Развитие личности дошкольников в народных играх» размещена в разделах
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. В фольклоре сосредоточена веками сложившаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. В поиске новых средств, факторов и методов организации воспитания мы всегда возвращаемся к истокам народного образования и воспитания. Народные игры способствуют самореализации, самовыражению личности детей.
Детский фольклор – богатейший источник нравственного познавательно – речевого развития детей. Он содержит в себе нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверенные временем. Детская народная культура, в том числе культура народной игры возникла и развивалась на лоне культуры взрослой. С одной стороны детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными жителями семьи, рода, села. С другой – дети о традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младшего поколения.
История игр связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Игры очень многообразны. При работе с детьми на занятиях, в режимных моментах, на прогулке мы широко используем ролевые, дидактические, подвижные игры.
Основу работы кружка «Юный краевед», ведущую деятельность детей составляют фольклорные игры. Они лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Игры вызываю активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активную умственную деятельность. Поэтому каждое занятие кружка основано на определенной сюжетной игре – имеет свою цель, правила, задачи и конечный результат.
У любого поколения, у каждого конкретного этноса, у каждой эпохи есть свои любимые игры. Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине. На основе народных игр мы знакомим с особенностями жизни своей Республики, своего народа. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям и других народов. У каждого народа есть свои сказки, песни, танцы, игры. Все они передают из поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, совесть, честь, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Поэтому в развитии личности ребенка, закладывании в него нравственных качеств, доброжелательного отношения к окружающим главную роль играет семья. Учитывая это, фольклорные праздники, развлекательные мероприятия мы организуем с участием родителей. Разучиваем ранее незнакомые нам народные игры, составляем каталоги игр по возрасту детей, ставим театрализованные представления, организуем сюжетно – ролевые игры, проводим вечера игр.
Утренники тоже не проходят без подвижных игр. Это игры соревновательного характера включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Медный пень», «Ротозей», «12 палочек» и т. д)
В обрядовые (календарные) игры играем с наступлением сезонов. Это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Абак –кубяк», и т. д
. Народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял и берёг её. Игры по отношению к природе не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень», «День и ночь», «Прячу платок» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием народа, с повседневным трудом наших предков. В число таких игр можно отнести игры «Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница», «Блины» и др.
Самые любимые игры для детей это, конечно же, игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке», «Бездомный», «Иголка – нитка - узелок»).
Игры – забавы, словесные игры веселят, забавляют детей, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Баба сеяла горох», «Не говори «да» и «нет»и др. в них очень удачно можно играть в режимных моментах.
Немаловажную роль играют игры на внимательность: «Дети по лесу гуляли», «Кто первый» и др.
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.
Народные игры позволяют решать такие задачи, как:
• развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;
• совершенствование танцевальных умений и навыков;
• развитие умений выполнять игровые образы;
• развитие творческой индивидуальности;
• развитие эстетического вкуса;
• развитие всех психических процессов;
• формирование понимания красоты речи;
• формирование духовной сферы, патриотических чувств;
• развитие эмоциональной сферы;
• формирование физических качеств, здоровья;
• формирование коммуникативных качеств.
• приобщение к народной культуре, традициям.
Играя, мы помогаем детям распределять свои силы между трудом и отдыхом, приучаем их в свободное время заниматься интересной деятельностью. Игры способствуют разбудить в детях интерес к познанию, вселяют в них уверенность.
Наша главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно, научиться уважать друг друга, доброжелательно относиться к окружающим, проявлять заботу и любовь к природе, родному краю. Научить их быть благодарными за то богатое наследие, которое нам оставили наши предки