Татьяна Колосова
Развитие лексики старших дошкольников на материале русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие лексики старших дошкольников на материале русских народных сказок»
Автор: учитель-логопед Колосова Т. А.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: долгосрочный: сентябрь 2015 год – май 2016 год
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Актуальность:
Публикация «Развитие лексики старших дошкольников на материале русских народных сказок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Сказка представляет собой повествовательное народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил. В сказке, особенно в русских народных через особую организацию, интонационную окраску, использование языковых средств выразительности передается отношение людей к тому или иному объекту или явлению. В русских народных сказках используется очень меткие выразительные средства языка. От этого сказки являются очень эмоционально насыщенными, в значительной степени обогащают словарь детей и способствуют развитию их мыслительных процессов.
Русские народные сказки представляют собой кладезь фразеологических оборотов, образных выражений, они богаты сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами. Все эти выражения, которые из сказок проникают в обычную речь ребенка, делают ее более богатой и «живой». Именно поэтому язык русской народной сказки является важным средством обогащения выразительной речи ребенка дошкольного возраста.
Одной из задач развития речи детей дошкольного возраста является обогащение их словаря образной лексикой. Составляющей частью образной лексики является экспрессивная лексика. Вместе с тем результаты педагогических наблюдений удостоверили, что народная сказка не нашла надлежащего места в практике дошкольного образования и, в частности, в обогащении словаря старших дошкольников экспрессивной лексикой.
При ознакомлении старших дошкольников с народными сказками нередко на первое место выдвигается содержательный аспект, при этом не обращается должного внимания на жанровые и языковые особенности.
Объект исследования: процесс развития экспрессивной лексики старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных сказок.
Цель исследования: обогащение экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных сказок.
Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой его гипотезы: процесс обогащения словаря дошкольников экспрессивной лексикой будет эффективный, если обеспечить такие педагогические условия:
- понимание детьми содержания сказочных текстов;
- осознание детьми наличия экспрессивной лексики в текстах сказок и собственной речи;
- наличие положительных эмоциональных стимулов относительно поиска детьми соответствующих слов, фраз, предложений с экспрессивными средствами;
- целенаправленный отбор экспрессивной лексики по смыслу сказок;
- моделирование игровых ситуаций по смыслу сказок.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- расширить представление детей о сказках;
- развивать экспрессивную лексику, расширять и обогащать словарь средствами русской народной сказки;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- беседы по содержанию сказки;
- наблюдение за речью дошкольников;
- показ иллюстраций к сказкам;
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что разработана система занятий по развитию экспрессивной лексики на материале русских народных сказок, включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста экспрессивной лексики, определена последовательность и содержание работы по развитию лексики дошкольников, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс развития, и дает возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов.
База исследования: МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 175».
Продукты проекта:
Рисунки детей, поделки, дидактическое пособие, презентация, перспективное планирование (Приложение № 1).
Формы работы по реализации проекта:
Чтение русских народных сказок;
Рассматривание иллюстраций к сказкам;
Беседы по прочитанным сказкам;
Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам;
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях;
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой»;
Загадывание загадок о сказках, героях сказок;
Проведение драматизаций сказок.
Ожидаемые результаты:
Предполагаю, что в ходе реализации данного проекта насыщенность русской народной сказки разными образами обогатит речь детей не только новыми словами, не только новым значением разных слов, но и теми средствами языка, которые помогают передавать эмоциональное состояние.
Этапы реализации проекта
Организационный (сентябрь – октябрь 2015г.) :
- составление перспективного плана;
- подбор методической и художественной литературы, иллюстраций художников;
- подготовка к НОД, беседам, играм;
- сбор и анализ литературы;
- разработка плана реализации проекта.
Основной (октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.) :
- работа по перспективному планированию;
- обогащение предметно - развивающей среды : тематический материал в книжном уголке; авторское дидактическое пособие;
- взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта.
Заключительный (апрель – май 2016 г.) :
- выставка продуктивной деятельности детей и родителей «Любимые герои русских народных сказок»;
- проведение викторины «Путешествие по сказкам».
ВЫВОДЫ:
Русские народные сказки помогают обогащать речь детей образными выражениями, эмоциональной и поэтической лексикой. Именно с помощью сказки дети могут выражать свое отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Работая над сказкой, дети включается в активную исследовательскую деятельность и деятельность словотворческую, они имеют возможность «играть» с художественным словом, познавать его, приобретать опыт его употребления. Все это способствует тому, что восприятие детей становится более глубоким, более осознанным становится языковой материал, дети начинают задумывать о разных языковых процессах и явлениях, соответствующих их возрасту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина/ – М. : Академия, 2000.
2. Боголюбская М. К., Художественное чтение и рассказывание в детском саду / М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М. : Просвещение, 1970.
3. Ведерникова Н. М. Русская народная сказка. / Н. М. Ведерникова – М. : Наука, 1975.
4. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником / А. В. Запорожец; Под. ред. Г. А. Урунтаева. – М. : Педагогика, 1998.
5. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры и упражнения, конспекты занятий; Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Сфера, 2001.
6. Сказка как источник творчества детей; Науч. рук. Ю. А. Лебедев. – М. : Просвещение, 2001.