Ирина Эдуардовна Пономаренко
Эмоциональное развитие детей младшего возраста в играх
▼ Скачать + Заказать документы
Игра имеет такое же значение в жизни ребенка, какое у взрослого имеет работа, спорт, рыбалка и т. д. Каков ребенок в игре, говорят ученые, таков он будет в жизни, в труде. Именно поэтому игра издавна считается надежным и испытанным средством воспитания и всестороннего развития детей. Ребенок любит играть со взрослыми, охотно заучивает детские стишки, считалочки, гимнастические упражнения. Ребенок быстрее и легче запоминает материал на занятиях, если эти занятия построены в форме игры. Например, перед занятием по рисованию воспитатель достает из шкафа коробки по количеству детей, показывает их детям, вместе рассматривают картинки на коробке, а затем предлагает открыть коробки и посмотреть, что находиться внутри. Дети достают карандаши и листочки бумаги. Из своей коробки воспитатель достает листок с изображением солнышка, читает потешку и показывает, как надо рисовать солнышко, затем предлагает всем детям нарисовать солнышко на своем листочке. Дети очень рано начинают реагировать на песенки, потешки, стихи. Они вызывают у них эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, о чем описывается в произведение. Всем известно : что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Публикация «Эмоциональное развитие детей младшего возраста в играх» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Например, прежде чем нарисовать «солнечных зайчиков», воспитатель может поиграть с детьми в зеркальце, от которого получается «зайчики солнечные», сопровождая игру стихами : «Таня зеркальцем играла
Зайчик зеркальцем поймала
Зайка, зайчик озорной
Поиграй, скорей со мной!
В миг сорвался с места зайка,
Словно крикнул : «Догоняйка»
Пробежался по стене
По кувшину на окне,
По веранде, по крыльцу
Всех погладил по лицу.
Дети ищут понравившегося зайчика, и воспитатель предлагает нарисовать много зайчиков для куклы Тани.
Обыгрывая предмет или игрушку воспитатель меняя силу голоса, заостряет внимание детей на главном : В этом четверостишье выделяется слово «круглый». Если показ приемов рисования или конструирования сочетается со словом, то он завораживает детей. У них возникает желание сделать самим.
Необходимо научить детей понимать эмоциональное состояние другого человека и передать свое состояние помогает рассказывание сказок, показ сказок. После чтения сказки «Снегурочка» можно предложить детям изобразить удивление и радость старика и старухи, когда они увидели снегурочку.
Можно предложить детям рассмотреть картинки, на которых изображены грустные и веселые персонажи и спросить чем они отличаются? Какие персонажи нравятся детям больше грустные или веселые, как по-другому можно выбрать радость. Дети могут ответить : «Подпрыгнуть, захлопать в ладоши, засмеяться». Кукольные спектакли и другие детские представления ребенка переживает наедине с самим собой, у ребенка, посмотревшего спектакль, очень скрытный период переживания. Когда малыш молчит о своих впечатлениях, а если его спросят, он отвечает нехотя, что порой внушает недовольство взрослых, но ребенку нужно дать время, чтобы свои переживания привел в порядок, оценил, дополнил своим опытом. Предлагая детям музыку для прослушивания предложите им передать свои чувства под эту музыку, услышав вальс, дети кружатся по группе, изображая снежинок, пушистых, фей, под марш начинают чеканить шаг.
Большое значение для развитие детей младшего дошкольного возраста имеет игры – занятие с дидактическими игрушками,. Эффективность предметных игр (с матрешками, грибнами, кольцами и т. д.) объясняется не только их наглядно, красочно, они учат ребенка мыслить. Так нанизывая кольца на стержень, ребенок совершает относительно тонкие действия кончиками пальцев. Эти действия помогает ему общее и различное в предметах, и отметить их особенности, иными словами, действие направлено на развитие сенсорной сферы, в процессе которого познается цвет, форма, величина предмета и т. д.
Есть еще один важный аспект развивающего действия игр познавательная активность, которая проявляется у детей в форме любопытства. Малыши способны удивляться неизведанным свойствам предметов. В процессе действий с дидактической игрушкой дети получают представление о различных свойствах предмета, особенностях материала. Так, например, занимаясь с пирамидкой, ребенок в одних случаях должен учесть размер колец, в других цвет. Дидактическая игрушка воздействует на все анализаторы : зрение, слух, осязание, что способствует комплексности восприятия, формируется тонкость сенсорных процессов.
Необходимо помнить, что у детей интерес к игрушкам, предметам, обуславливается прежде всего возможности практической деятельности с ними. Меняя игрушки и атрибуты, мы расширяем кругозор ребенка, мышление, речь и еще одну важную задачу – приобщение малыша к неожиданным и интересным поворотом игр.
Игра – это не только развлечение, вызывающая массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно, для развитие здорового и жизнерадостного малыша. Игра – это умение весело и непринужденно учиться.