Оксана Золотницкая
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития речи - от её содержания и до орфоэпических качеств, что в дальнейшем определяет личность человека, свидетельствует об уровне его культуры. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи.
Публикация «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта.
Музыкальное развитие детей с речевой патологией специфично. В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, и непосредственность этих восприятий, а также способность его быстро инстинктивно познавать её содержание, и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает движение и речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, динамические оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповыми расстройствами речи, сочетающимися часто с беспорядочным, беспокойным характером движений.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи. Среди них В. М. Бехтерев, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Д. С. Озерецковский, Ю. А. Флоренская и другие. Они подчёркивали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребёнка.
Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Поскольку в настоящее время среди детей, посещающих детские сады, около 40% имеют нарушения опорно-двигательной системы и к тому же логопедические диагнозы, поэтому логоритмика может стать ведущим средством музыкального развития детей с нарушением речи и опорно-двигательного, если:
включать элементы логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи;
создать специальные условия в повседневной жизни детей, включающих игры со словом и музыкой;
проводить индивидуальные занятия по логопедической ритмике.
Особенно важны для логоритмического воспитания данные о соотношении степени развития тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей. Отечественный физиолог М. М. Кольцова считала, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Как отмечает Г. А. Волкова, логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти.
Воспитательные задачи логоритмических занятий разнообразны. Это и музыкальное развитие детей - развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. А также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т. е. воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.
Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку её восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.
Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.
Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова даёт возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.
Ходьба и маршировка - это вводные упражнения. С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому внимание детей направляют на руководящую роль музыки.
Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определённые движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.
С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Длительность звучания выразительности голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.
Воспитанию чёткой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения, которые также включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счётом, пением.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.
Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребёнок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея ещё его правильно произнести. Например, вместо слова молоток - «мотолок» и т. д. Детям предлагаются наиболее доступные ритмы и стихотворные тексты. При этом у них воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются. Автоматизированное движение исключает напряжённость в двигательном аппарате, создаёт экономию сил, развивает лёгкость в движении и тем самым повышает качество исполнения.
Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений и т. п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей.
В ритмические упражнения всегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная : над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы:
1. Движение со словом и жестом. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.
2. Словесное обозначение действия группой участников или одним участником упражнения. Упражнения используются в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. Эти упражнения важны для коллективного ритма. Например, игра «Мы на луг ходили» (сл. В. Кукловской, пер. с укр. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
3. Диалоги: по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; речевое общение ведётся обоими участниками или двумя группами.
В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребёнка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.
Игра на музыкальных инструментах - игрушках способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.
Музыкальная самостоятельная деятельность так же очень важна для логопедической ритмики, так как способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей. Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети разучивают песни, пляски, танцы, а затем полученные знания переносят в самостоятельную деятельность.
Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчётом по проведению коррекционной и логопедически-воспитательной работы.
Так как игра - ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то её используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.
На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.
И в заключение проводятся упражнения, цель которых, успокоить занимающихся детей, переключить их внимание на другие занятия. Физическая и психическая нагрузка должны быть доведены до минимума. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения или слушание музыки с последующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она побудила.
Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Ритм воспринимается многими органами чувств - кинетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно ещё и то, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво и естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре и т. д.
Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребёнка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.
Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Логоритмическая работа в целом направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребёнка, но и способствует музыкальному развитию детей.
Литература
1. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет : Методическое пособие / А. Е. Воронова. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. Зацепина, М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. – М: Мозаика-синтез, 2006.
3. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2007.