Эльмира Силаева
Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение технологии «Кубик Блума»
▼ Скачать + Заказать документы
Новая действительность нуждается в личностях с высоким уровнем мышления, общения, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, на что нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания и т. д. И именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал. Но сегодня актуальным является вопрос не столько передачи знаний от педагога к воспитаннику, сколько о воспитании мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех. В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами извлечения знаний, необходимыми ему для дальнейшего саморазвития. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования и развития навыков мышления высокого уровня и формирования предпосылок критического мышления у дошкольников.
Публикация «Развитие критического мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение технологии „Кубик Блума“» размещена в разделах
- Кубик Блума. Игры и занятия
- Кубики. Игры с кубиками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизни. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие критического мышления детей дошкольного возраста.
Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.
Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность, развивать умение выявлять причинно-следственные связи у дошкольников?
В своей работе с детьми я использую такие технологии как : информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, проектную и исследовательскую деятельность и технологию развития критического мышления. Благодаря использованию инноваций увеличивается интерес детей к обучению, и как следствие повышается образовательная мотивация.
Востребованность технологии развития критического мышления состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Сама технология представляет собой целостную систему, которая формирует навыки работы с информацией и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, его мышления. Критическое мышление формируется, когда понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.
Критическое мышление – это способ мышления, позволяющий анализировать поступающую информацию и ставить её под сомнение, формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящего, а также принимать решения в условиях неопределённости. Критически мыслящий человек проверяет любую идею, он проводит собственное расследование, а не довольствуется чужими мыслями. Критическое мышление можно использовать в учёбе
Цель моей работы: подготовить детей к школе, повысить самооценку детей, научить их из огромного потока информации выбирать нужное, делать аргументированные выводы, научить мыслить критически. Ребенок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.
Технология развития критического мышления в дошкольном образовании, позволяет решать следующие задачи:
• Пробуждать в ребёнке стремление к образованию;
• Учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы, а с собственных вопросов и проблем;
• Воспитывать в ребёнке желание конструировать свои знания, которые рождаются в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
В начале учебного года я проводила мониторинг познавательной активности и развития мышления, и в образовательной области «Познавательное развитие» были следующие показатели:
Высокий уровень развития – 43%
Средний уровень развития – 56%
Низкий уровень развития – 2%
Около года назад я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется «Кубик Блума».
Новизна опыта заключается в использовании современных образовательных технологий и форм работы с детьми, где ребенок является субъектом детской самостоятельной деятельности, а взрослые партнером по деятельности. Новым методом в познавательном развитии детей дошкольного возраста является совместное применение приема «Кубик Блума».
Как организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие универсальные образовательные технологии смогут эффективно решать современные цели познавательного развития? Передо мной встал вопрос отбора наиболее эффективных развивающих технологий, и я приняла решение внедрить и прием «Кубик Блума» в практику. Я организую образовательную деятельность в соответствии с задачами, способствующими развитию полученных знаний, идей, навыков у детей. Образовательная деятельность разрабатывается таким образом, чтобы воспитанникам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. В решении педагогам может помочь таксономия педагогических целей Блума.
Бенджамин Блум автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Данный прием вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Прием развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Я адаптировала теорию Б. Блума, и на основе этого проследила определенную положительную динамику в развитии критического мышления воспитанников. Для этого в деятельность детей, на разных ее этапах (как часть занятия, дидактическая игра, наблюдение в природе, был включен прием «Кубик Блума».
Что же такое «Кубик Блума»? Кубик представляет собой объёмную (можно бумажную, тканевую) фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа. Для детей, которые не умеют читать, я подбираю картинки, соответствующие теме для закрепления.
Работа с кубиком строится следующим образом. Я формулирую тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
При работе с помощью методики Блума решаются следующие задачи:
1. Грань «Назови» - предполагает воспроизведение полученных знаний.
2. Грань «Почему» - развитие умения видеть и формулировать причинно-следственные связи.
3. Грань «Объясни» - развитие мышления. Вопросы категории являются уточняющими. Ребёнок должен обратить внимание на все стороны заданной темы.
4. Грань «Придумай»- активизация мыслительной деятельности, анализ и оценка полученных знаний. Вопросы этой категории подразумевают творческие задания.
5. Грань «Поделись» - развитие эмоциональной стороны личности. Вопросы категории дают ребенку возможность выразить свое личное отношение, основывая на личном опыте.
6. Грань «Предложи»- умение применить полученные знания на практике. Ребенок может предложить свои идеи, и объяснить, решить какие-либо ситуаций.
«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.
Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. На этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе. Но я столкнулась с проблемой, так как у детей старшего дошкольного возраста запас знаний очень мал, им еще трудно сформулировать ответы по новой теме. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову. Но совместный поиск ответов, помогает еще, и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Для детей старшего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.
Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе.
После применения данной методики, я провела повторный мониторинг познавательной активности и развития мышления, и в образовательной области «Познавательное развитие» были следующие показатели:
Высокий уровень развития – 64%
Средний уровень развития – 36%
Низкий уровень развития – 0%
Использование технологии развития критического мышления через применение технологии «Кубика Блума» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогащает содержание и разнообразие формы работы, помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.