Оксана Захарова
Развитие креативности у детей дошкольного возраста посредством конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования развития креативности дошкольников обусловлена происходящими в России социальными и идеологическими преобразованиями, вызывающими необходимость воспитания творчески мыслящего поколения и переосмыслением сложившейся системы обучения и воспитания.
Публикация «Развитие креативности у детей дошкольного возраста посредством конструирования» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной практической разработанностью механизмов развития детской креативности, стимулирует рост интереса к данной проблеме. Актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что креативность была рассмотрена многими известными учёными такими, как Л. С. Выготский, А. Высоковский, Дж. Гилфорд, А. Н. Леонтьев, Э. Торренс и др.
Э. Торренс определяет креативность как характеристику творческих способностей индивида, выражающуюся в готовности к продуцированию принципиально новых идей. Он выделяет такие параметры креативности как гибкость, оригинальность, легкость, тщательность разработки деталей.
П. Джексон и С. Мессик выделили следующие критерии креативного продукта, подчеркивая необходимость комплексной процедуры его описания:
1) оригинальность;
2) осмысленность;
3) трансформация;
4) объединение.
В нашей стране активно используется ряд программ, направленных на развитие творческого потенциала детей (Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, О. М. Дьяченко, В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев и др.). Исследовательский интерес к развитию креативности дошкольников вызван тем, что при обучении и воспитании по типовым программам, существенная часть потенциальных возможностей детей остается нереализованной. Развитие креативности дошкольников не может быть обеспечена за счет существующих педагогических технологий.
Развитие креативности у детей дошкольного возраста на базе МБДОУ №187 Устиновского района г. Ижевска осуществляется в рамках программы кружковой деятельности «Цветик - Семицветик». В качестве активного средства развития креативности выступает художественное конструирование.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, из бросового материала и природного материала.
Программа состоит из трех разделов:
Первый раздел «Волшебная бумага» направлен на обучение детей младшего возраста (3-4года) техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги. Детей старшего возраста(5-7 лет) познакомить с этапами проектирования и создания изделий.
С ребятами младшего возраста учились сминать бумагу в комочек, и лучшим материалом для нас оказалась бумажная салфетка. Осваивали технику разрывание и скручивание, что позволило детям познать в процессе экспериментирования многообразия свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций). И вот наша первая работа «Осенний лес».
Постепенно к детям приходит опыт, формируются навыки, и дети старшего возраста с легкостью выполняли большие, сложные работы самостоятельно. Коллективная работа «Корзина роз» создана из салфеток и газеты.
Из салфеток сделали топиарии.
Панно «Дельфин» сделали в технике разрывание бумаги, в такой же технике изготовлено было панно «Вечный огонь» к 70- летию Победы.
К праздникам 23 февраля и 8 Марта дети с большим удовольствием изготовляли открытки.
Дети старшего возраста с интересом увлеклись новой техникой Оригами. Мы осваивали приемы складывания на основе нескольких базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «рыба». Очень важно было научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Так у нас весной появились подснежники, забавные фигуры зверей. Итоговым занятием было создание книги «Ожившая сказка».
С детьми старшего возраста продолжали работу по изготовлению основных форм (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) уже полюбившейся техники Квиллинг. Учились из них составлять различные композиции (от простых до сложных).
Второй раздел «Самоделкино» направлен на то, чтобы научить детей применять в своей работе бросовый материал. Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии.
С детьми старшего возраста были проведены мастер-класс по изготовлению картин из ткани: «Вальс цветов» из тюли,
«Полет бабочек» из ткани с элементами нетрадиционных техник рисования - набрызг
, Зима» из кружев.
К празднику 8 Марта с детьми старшего возраста были изготовлены цветы: из одноразовых ложек - тюльпаны
из ватных дисков получились оригинальные цветочные композиции.
Идея создания картин из пряжи
вдохновила детей старшего возраста оригинально оформить портреты своих мам.
Для конкурса, который проходил в детском саду «Макет по ПДД» с ребятами старшего возраста (подготовительная группа) из бросового материала сделали макет. В ход работы шли: коробки из под сока и кремов, которые превратились в дома, из палочек от мороженного сконструировали детскую площадку (качели, песочник, забор, крышки из под сока, искусственные листья превратились в оригинальные деревья. Теперь у ребят в группе есть любимое занятие, игры по ПДД на макете.
Третий раздел «Природная мозаика» направлен чтобы научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуру и на основе этого создавать разнообразные художественный образы.
Осень – пора творений! С детьми младшего возраста научились анализировать природный материал как основу будущей поделки и сделали первые шаги в работе «Береза»
А из семян клена – очаровательные ромашки!
С детьми старшего возраста (5-6 лет) познакомились с основными приемами построения образов способом «опредмечивания» : достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного расположения. И вот наши работы: «Рябина» с элементами квиллига
«Портрет Осени»
С детьми 7 лет создали картины «Листопад»
«Аквариум»
было проведено познавательное занятие на тему «Флористика»
Очень важно, чтобы детские работы использовались в разных целях. Мы организовали выставку «Осеннее очарование» в холле детского сада
Многие работы изготовленные детьми были в качестве подарка своим близким.
Участие моих воспитанников кружка «Цветик - Семицветик» в IV Всероссийском конкурсе творческих педагогов, из 12 работ награждены 9: Диплом I степени – 1 воспитанник Диплом II степени – 3 воспитанника диплом III степени -5 воспитанников
Подводя итоги можно сказать, что художественное конструирование способствует развитию креативности у детей дошкольного возраста.