Елизавета Сердитых
Проект «Развитие мыслительных процессов посредством LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Развитие мыслительных процессов через LEGO конструирование у детей дошкольного возраста»
Вид проекта : творческий, долгосрочный.
Продолжительность проекта : с 1.09.2015 – 25.05.2016 уч. г.
Участники проекта : дети подготовительной группы
Руководитель проекта : воспитатель Сердитых Е. В.
«Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Актуализация
Публикация «Проект „Развитие мыслительных процессов посредством LEGO-конструирования у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.
Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище - не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе: умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения. С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя. Развивать волевые качества личности и навыки партнерского взаимодействия.
Игры – исследования с образовательными конструкторами стимулируют интерес и любознательность, развивают способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идею, планировать решение и реализовывать их, расширять технические и математические словари ребенка.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребёнок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Актуальность проекта значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
-позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре) ;
- позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Основная идея проекта заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO.
Лего – педагогика – одна из известных и распространённых сегодня педагогических систем, использующих трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному. Обладают свойствами такими как: стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания. Обучающий конструктор LEGO - это самая лучшая и увлекательная игрушка в мире. Девиз LEGO «Играй с удовольствием».
LEGO конструктор интересен тем, что строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO выступают способом исследования и ориентации ребёнка в окружающем мире, пространстве и времени.
Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Проект нацелен не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Проблема: творческая закрепощённость; слабо развита мелкая моторика кистей рук, речевая активность.
Цель проекта :
• Развитие творческих способностей ребенка посредством конструкторской и проектной деятельности при помощи конструкторов нового поколения.
Задачи проекта :
Обучающие:
• содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
• создать условия для овладения основами конструирования;
• способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.
Развивающие :
• создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
• способствовать развитию творческой активности ребёнка;
• способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
• содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
• содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
• создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
Основные принципы организации деятельности по LEGO конструированию :
• доступность изучаемого материала;
• эмоциональная насыщенность тематики;
• проблемно-ситуативный характер заданий;
• представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы;
• использование построек в сюжетно-ролевых играх.
Используемые методы и приёмы для обучения детей LEGO-конструированию :
Методы: Приё мы:
Наглядный Рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога.
Предполагаемый результат:
В ходе работы по LEGO - конструированию ребенок должны знать:
• основные детали LEGO - конструктора (назначение, особенности);
• простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
• виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
• технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Уметь:
• осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
• конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
• конструировать по образцу;
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
• анализ имеющихся условий;
• создание материальной базы;
• составление перспективного плана работы.
2. Основной:
• знакомство с правилами игры с конструктором;
• ознакомление с основными деталями и способами крепления;
• введение понятий «объём», «размер», «форма»;
• ознакомление с условными обозначениями на схемах;
• совместная деятельность детей и воспитателя.
3. Заключительный этап:
4. - создание презентации – отчёта о проделанной работе по тематическим блокам.
Перспективный план:
Тема: Цель: Продукт деятельности технологии:
Сентябрь
1. Конструирование по показу разных видов растений: деревья, цветы.
2. Конструирование по схеме тема «Цветы» (совершенствование умений) Развитие умения принимать замысел будущей модели, предложенной педагогом или поставленной самостоятельно.
презентация
Октябрь
1. Конструирование по схеме животных (крокодил, динозавр, лошадка)
2. Конструирование по творческому замыслу Развитие умения выделять общие, типичные, характерные признаки объекта; сенсорных, эстетических свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций); устанавливать ассоциативные связи между деталями конструктора и образами.
презентация
Ноябрь
1. Машины помощники (конструирование транспортных средств)
2. Конструирование по творческому замыслу. Развитие умения выделять общие, типичные, характерные признаки объекта; сенсорных, эстетических свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций); устанавливать ассоциативные связи между деталями конструктора и образами.
презентация
Декабрь
1. «Мы построим новый дом» (конструирование по схеме – мельница, кукольный дом, кафе)
2. Конструирование по творческому замыслу (домик для котят) Развитие умения создавать модели отдельных предметов и простые сюжеты, передавать пространственно-структурные особенности постройки.
презентация
Январь
1. Конструирование по схеме «Нефтяная вышка»
2. Конструирование по творческому замыслу на тему «Нефтяная вышка». Развитие умения передавать пространственно-структурные особенности постройки. Создание вариантов знакомых моделей из готовых деталей конструктора, разных по форме и цвету.
презентация
Февраль
1. Конструирование по творческому замыслу на тему «На границе тучи ходят хмуро». (конструирование военной техники) Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей модели, стремления создавать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать детали, выбирать способы скрепления деталей презентация
Март
1. Конструирование по творческому замыслу на тему «Строительная техника». Развитие умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе. презентация
Апрель
1. Конструирование по творческому замыслу на тему «Космическая техника»
2. Конструирование по творческому замыслу «Самолёты» Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, создавать выразительный образ и передавать свое отношение.
презентация
Май
1. Конструирование по схеме «Пожарная станция».
2. Конструирование по творческому замыслу на тему «Техника для тушения пожара». Развитие умения анализировать постройку выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры.
презентация
Используемый материал:
1. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003.
2. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011