Приложение МААМ

Развитие креативности и творческих способностей педагогов

Борисова Галина
Развитие креативности и творческих способностей педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: осознание креативности в себе и её развитие.

Задачи:

1. Ознакомление с понятием креативности и основными характеристиками креативной среды.

2. Преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

3. Раскрытие креативного потенциала и творческих возможностей педагогов.

4. Развитие умения находить новые, творческие пути решения образовательных задач.

Этапы работы:

1. Разогрев.

2. Основная деятельность.

3. Завершение.

Этап 1.

Публикация «Развитие креативности и творческих способностей педагогов» размещена в разделах

Упражнение «Снежный ком»

Цель: приветствие участников друг друга, разряжение обстановки.

Инструкция: Участники группы сидят по кругу и по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий долженназвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными.

Пример:

1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т. д.

Определение задач и целей

Цель: предоставить участникам возможность самим поставить цели и задачи данной встречи, выяснение мотивации участников, активизация мыслительной деятельности.

Инструкция: Участникам задаются вопросы

• Что вы ждете от этого занятия?

• Что бы вы хотели успеть сделать за время занятия?

• Что было бы для вас самым полезным на этом занятии?

• Позитивна ли цель?

• Находится ли эта цель в рамках вашего контроля?

• Каковы могут быть последствия для вас и для других?

• Экологична ли цель?

• Это все? Что еще?

Этап 2.

Теоретическая вставка: «Основные понятия»

Цель:ознакомить участников с основными понятиями темы «Креативность и творческие способности».

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Этапы креативного процесса:

1. Подготовка: желание изменить ситуацию, решить проблему. Логический анализ, сбор информации, возникновение и проверка вариантов решения. Углубление, детализация и прояснение образа проблемы. Обнаружение несостоятельности известных способов решения.

2. Фрустрация: сигнал для реорганизации деятельности. Осознание барьеров, недостаточности информации и источников ее получения.

3. Инкубация: прекращение логического поиска решения, и переход проблемы в подсознательную область, привлечение информации из прошлого опыта.

4. Инсайт: поступление решения проблемы в сферу сознания.

5. Разработка: Проверка истинности логическими средствами.

6. Верификация: соответствует ли исходным данным? Будет ли это работать?

7. Осуществление.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Упражнение: «Колесо коуча»

Цель: анализ и оценка текущей ситуации в жизни участников; определение значимых аспектов и характеристик креативности и степень удовлетворенности участников каждым из этих аспектов.

Инструкция:Участником предлагается лист бумаги, на котором они рисуют (или заранее нарисован) круг, поделенный на 6-8 равных сегментов. Затем им предлагается назвать из каких качеств, по их мнению, формируется креативность и записать эти качества как названия сегментов в круге.

Затем предлагается следующая инструкция: «Определите, насколько вы удовлетворены положением дел в каждой из этих областей от 1 до 10 (1 – совсем плохо, 10 – лучше некуда). Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у ее края. Например, активность – 5, гибкость мышления – 8, богатое воображение – 4 и т. д.».

После того как участники сделали данную процедуру им предлагается соединить линиями отметки, отображающие оценку ситуации в каждой из областей.

Вопросы для обратной связи:

• Что за фигура у вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на круг, тем более сбалансированно развиты у вас нужные качества.

• Какие области требуют вашего особого снимания в данный момент?

• Что именно необходимо изменить?

• Какие качества у вас развиты на необходимом уровне?

• Над какими качествами еще следует поработать? Попробуйте составить список желаемых улучшений в данных областях.

• Какие мероприятия необходимо проделать для достижения желаемого состояния дел?

Упражнение «Круг совершенства»

Цель: Обнаружить внутренние и внешние признаки эффективного состояния; установить внутренний якорь, позволяющий переходить вэтому состоянию в нужную минуту; научиться более эффективно распознавать и правильно интерпретировать признаки тех или иных состояний в другие.

Инструкция:

Участникам предлагается разделиться на пары. И попеременно принять на себя роли «клиента» и «вдохновителя». «Вдохновитель» читает следующую инструкцию «клиенту» и записывает за ним его слова.

1. Посмотрите внимательно на колесо, который вы нарисовали. Какие из качеств у вас развиты, по вашему мнению, не достаточно. Выберете три из них, назовите их. Четвертым будет «чувство юмора».

2. Вспомните конкретный случай, когда вы в полной мере испытали одно из этих чувств, или состояний. Скажите, что вы в этот момент видите, слышите и чувствуете. Сосредоточьте свое внимание на образах, цветах, внутренних ощущениях, отметьте любые внутренние образы, сенсорные характеристики, ритмы дыхания, мышечное напряжение и т. д. Если у вас нет такого опыта, тогда представьте знакомого вам человека или вымышленный персонаж, обладающий таким качеством.

3. На полу перед вами нарисован круг, когда вы будете готовы, шагните в круг. Вновь испытайте это состояние, полностью погрузившись в него.

4. Сделайте шаг назад и выйдите их этого состояния.

В то время когда «клиент» стоит в кругу, «вдохновитель» читает ему спокойным голосом записанное с его слов. Затем, предлагает «клиенту» выйти из круга.

Процедура повторяется еще 3 раза с остальными состояниями и чувствами.

Когда «клиент» пятый раз встает в круг, «вдохновитель» зачитывает ему все эти чувства (состояния, чтобы «клиент» смог закрепить их. Затем, после 30 секунд ожидания, «клиент» выходит из круга и закрепляет полученные впечатления якорем (маленьким движением).

5. Вообразите ситуации, в которых вы хотели бы быть в этом состоянии. Представьте, что вы можете использовать ваш «круг совершенства» в каждой такой ситуации, и «перенесите» ваш опыт в будущее.

Вопросы для обратной связи:

• Что вы чувствуете сейчас?

• О чем думаете?

• Что хочется/не хочется сделать?

• Получилось ли?

• Что было самое трудное?

• Какие ресурсы вам помогли?

Этап 3.

Обратная связь участников:

• Как бы вы оценили сегодняшнюю встречу по шкале от 1 до 10?

• Что вам особенно понравилось?

• Какова ценность нашего сегодняшнего мероприятия для вас?

• Чего вы достигли?

• Какие преимущества вы видите в будущем?

Домашнее задание:

Упражнение «Быть, Делать, Иметь»[/b]

Инструкция:

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте на ней 3 вертикальные колонки.

2. Вверху левой колонки напишите «Быть», средней — «Делать» и правой — «Иметь».

3. Теперь смело записывайте в правую колонку,что мы хотим «иметь» (например, креативность и творческие способности).

5. В левой колонке напишите, какими вы должны «быть», чтобы получить то, что вам нужно (например, активными, гибкими, оригинально мыслящими, с богатым воображением, с чувством юмора и т. д.).

4. В средней колонке выпишите все, что нужно сделать для того, чтоб стать обладателем этих качеств.

Чтобы воспользоваться этой формулой для начала необходимо выяснить, что же надо сделать для достижения цели, а затем подумать над тем, каким человеком вам нужно «Быть», чтобы «Делать» то, что необходимо для того, чтобы «Иметь».

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельностиРазвитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её.

«Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности». В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что.

Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника»Консультация для педагогов «Лепка для развития творческих способностей дошкольника» Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение.

Развитие творческих способностей детей 2–4 лет Для того,чтобы ребёнок рос способным и талантливым, надо приложить много усилий в раннем возрасте. В своей работе я помогаю детям сделать.

Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным.

«Развитие творческих способностей дошкольников» — консультация для родителей«Развитие творческих способностей дошкольников» — консультация для родителей Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо. Детство – это волшебная.

Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности. Сегодняшняя действительность предъявляет все более высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, не безразличные.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Занятие творчеством Способствуют всестороннему развитию ребенка, его способностей,.

Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «солнышко» Семинар - практикум для педагогов Нетрадиционные.

Влияние сказки на развитие творческих способностей у детей В детском саду мы ведем поэтапное, целенаправленное, систематическое использование различных методов и приемов по развитии. Творческого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие креативности и творческих способностей педагогов
Опубликовано: 19 мая 2016 в 09:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие креативности и творческих способностей педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Борисова Галина (УИ 185396) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД