Любовь Новикова
Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности
Сегодняшняя действительность предъявляет все более высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, не безразличные к судьбе своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить их всеми необходимыми для этого условиями. Однако никто не может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем. И что окажется важнее: успешное усвоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде деятельности? Большинство родителей считает, что именно они лучше других могут знать каким должен вырасти их ребенок. Зачастую не только не учитывают интересы самого ребенка, а просто игнорируют их, сами того не замечая. Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше в их глазах.
Публикация «Развитие творческих способностей ребенка в изобразительной деятельности,» размещена в разделах
Конечно, процесс творчества, являясь высшей степенью развития воображения, для детей дошкольного возраста еще не всегда им подвластен. Но создавать условия для развития творческого мышления можно и нужно уже в старшем дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, и будет загублена в последующие годы. Чем больше творческих действий совершает ребенок, тем существенней будет рост его креативности. Внешние проявления творческого развития многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие речи и мышления, как ранняя увлеченность чтением, счетом, рисованием, музыкой как любознательность ребенка, как его исследовательская активность.
Готовность ребенка к школе предполагает умение следовать инструкциям взрослого. Исследования показывают, что креативный потенциал даже у шести-, семилетнего ребенка значительно выше, чем у взрослого. Но вместе с тем важно не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться, иначе оно не обеспечит ребенку реальных творческих достижений в будущем. Поэтому и педагогам, и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребенка к проявлению творчества, создавать условия для процесса творческого мышления.
Этапы развития художественно-творческих способностей.
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту.
Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятии и увлечений. Детей может интересовать абсолютно все, или, наоборот, что-то одно, но при столкновении с первыми трудностями первоначальное увлечение может угаснуть. Поэтому девиз родителей на данном этапе: «Спокойствие, неторопливость, рассудительность».
Второй этап - индивидуальность. Этот этап, как правило, приходится на младший школьный возраст, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
3. Третий этап - этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.
Четвертый этап - этап мастерства. Этот этап приходится на подростковый возраст. И если ребенок действительно талантлив, то он превосходит своих сверстников, а иногда даже наставников и превращается в настоящего мастера в своей сфере. Подобное случается, конечно, редко, и достигают таких высот единицы. Педагогам и родителям надо быть очень осторожными на этом этапе, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».
Факторы развития художественно-творческих способностей.
Одним из важнейших условий проявления творчества в художественной деятельности является организация интересной содержательной жизни ребенка. Также немаловажное значение имеет организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания.
Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что оно обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать и воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, а затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.
Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку. Важно, всякий раз создавая новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, а с другой - искали новые решения и творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радость, удивление, желание созидать и трудиться.
Нетрадиционные техники – вот толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку будет интересно нарисовать пальчиками или ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под натиском и насилием. Ведь рисование для ребенка – это радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним все новые и новые горизонты. Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей все же являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Дети должны усвоить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»