Яхункина Екатерина
Развитие креативности дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении состоит из развития двух процессов : логического компонента мышления и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.
Публикация «Развитие креативности дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.
Сенситивный период развития креативности приходится на возраст 3-5 лет. В этом возрасте формируется «первичная» креативность.
Многие дети с удовольствием рисуют и лепят, играют в детском театре. Первые ростки творчества проявляются в рисовании, лепке, аппликации, оригами. Развивая творческие способности ребенка, педагог помогает ребенку развивать его речь, а она как средство выражения мыслей, помогает ребенку в развитии его креативности.
Пол Торренс, автор методики креативного мышления, выделил пять принципов, которыми должен руководствоваться педагог, чтобы поощрять творческое мышление:
-внимательное отношение к необычным вопросам;
-уважительное отношение к необычным идеям;
-показывать детям, что их идеи имеют ценность;
-предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
Методы развития творческих способностей:
-создание предметно-развивающей среды в группе;
-создание творческих композиций, общих картин;
-использование способов нетрадиционного рисования;
-использование подручных материалов для оформления работ (соль, крупы, клей, фантики, засушенные листья, яичная скорлупа, семечки, картинки из журналов, ленточки много другое);
-чтение художественной литературы;
-игры «Если бы…», «Включи воображение» с заданиями – превращения солнышка, что на что похоже, загадочная клякса, дорисуй и др. ;
-игрушки из бросового материала и т. д.
Основным педагогическим средством развития креативного (творческого) мышления считаются дидактические игры и игровые упражнения.
Игры могут быть разными. Предлагаю игры, которые помогут развить качества креативного мышления у ребенка дошкольного возраста.
Игра «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
Игра «Сказочные истории»
Составление детьми сюжета сказок предполагает овладение приемами драматургии литературного текста (повторы, зачин, концовка, варианты волшебных превращений, контрастность образов героев сказки). Развитие сюжета требует использования широкого спектра приемов творческого воображения (гиперболизация, агглютинация, реконструкция, типизация и т. п.) и работы творческого мышления (обобщение, схематизация, конкретизация и др.).
Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.
Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.
Игра «Что это такое?»
Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.
Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого цвета, игра продолжается. Далее можно использовать кружки разных цветов, полоски разной длины.
Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.