Мария Пугаева
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные способности (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:
Во – первых - это желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
Во – вторых - умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя:
А) умение слушать собеседника;
Б) умение эмоционально сопереживать;
В) умение решать конфликтные ситуации.
В третьих - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие коммуникативных способностей дошкольников средствами изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие коммуникативных способностей, необходимо выполнять требования к структуре образовательной программы дошкольного образования, т. е ФГОС ДО.
Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В своей работе я использую программу И. А. Лыковой «Цветные ладошки», в которой реализуются все вышеизложенные требования ФГОС ДО.
Эта программа интересна новизной обстановки, интересным началом работы, разнообразными материалами, интересными для детей неповторяющимися заданиями. Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит – ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности. В ходе обучения я использую нетрадиционные техники рисования. Дело в том, что не все дети могут хорошо рисовать. И чтобы они смогли раскрыть художественный образ я предлагаю использовать штампики, ватные палочки, нитки, трубочки, поролон, пальцы рук и даже отпечатки ног. Я подталкиваю самих найти способ рисования. Недавно мы познакомились с коллажем, который дети приняли с полным восторгом.
Например, выбор ребенком материала для изображения, будь то краски, карандаши, восковые мелки или выбор техники рисования – становление самостоятельности; коллективные работы, которые в программе используются 1раз в месяц – взаимодействие со сверстниками, готовность к совместной деятельности,формирование уважительного отношения друг к другу. Создавая коллективные работы, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат; декоративно- прикладное творчество – изготовление игрушек, всевозможных поделок из природного материала, кусочков ткани, фантиков, фольги – развитие социального и эмоционального интеллекта.
Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает, обыгрывает свои поделки, что способствуют практическому освоению реального социального пространства: в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты.
Дошкольник занят исследованием любых материалов, которые попадают ему под руку, выражает свои эмоции. Изобразительное творчество является одним из средств, способствующих коммуникативному развитию успешного взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми.
Совместное творчество ценно как общение, ведь ни что не сближает так
детей и взрослых, как совместная деятельность, в то же время взрослый всегда имеет возможность помочь ребенку справиться с затруднениями,
возникающими в процессе деятельности, а также увлечь, заинтересовать
личным примером. Эта активность «…направлена на передачу ребенку исторически выработанных психологических средств и способов действий, социальных норм, традиций, культуры в целом. Благодаря этому и активность ребенка постепенно «окультуривается», обогащается этими средствами и способами, начинает все более соответствовать требованиям общества».
Таким образом, изобразительная деятельность имеет большой потенциал
для развития социально - коммуникативных качеств ребенка, что в свою очередь обеспечивает успешную социализацию детей.
Цель моей работы: использование изобразительной деятельности для
расширения и укрепления сотрудничества между взрослыми и детьми как
средство развития индивидуальности каждого ребенка.
Задачи:
Педагогические: организация взаимодействия между взрослыми и
детьми, развитие навыков «игры рядом».
Творческие: развитие детей в изобразительной деятельности, подбор
современных материалов, самостоятельный выбор материалов.
Образовательные: овладение разными техниками и приемами в разных
видах изобразительной деятельности.
При организации изобразительной деятельности создаю условия для
приобретения детьми навыков, необходимых для успешной социализации:
игры «рядом и вместе» со взрослым, например, «ласковое приветствие», «найди себе пару»; общение, следование простым правилам - «угадай животных (по описанию)», «море волнуется раз», «Бывает – не бывает». С этими задачами замечательно справляется программа И. А. Лыковой «Цветные ладошки», что позволяет вступить в тесный контакт с ребенком, учит его слушать инструкции взрослого. Все задания выполняются совместно с ребенком. Широко использую игры с пластилином, красками, бумагой и другими изобразительными материалами. Подбираю современные изобразительные материалы, которые позволяют вызвать интерес к изобразительной деятельности, такие как «радужный песок», камушки, поролон, семена растений, крупы, а так же педагогическая песочница.
Особенно важным мотивационным моментом для детей является, на мой взгляд, то, что все предлагаемые материалы эмоционально обыгрываются. Поэтому это приносит детям радость и эмоциональное равновесие, а так же развивает целый спектр умений и способностей.
Немаловажный прием в развитии детского творчества – проживание
ситуации успеха, воспитание у ребенка интереса к «продукту» собственной
изобразительной деятельности, желания рассказать о том, что его волнует,
радует, стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с близкими ему людьми. А задача взрослых, искренне порадоваться вместе с маленьким гением, ведь любовь близких людей и признание его очень важно для него.
Поэтому в группе постоянно проводятся мини – выставки работ детей, где
ребенок может полюбоваться своей работой вместе с родителем, после чего
создать дома постоянно действующую, постоянно обновляющуюся выставку,
что является со стороны взрослого чувством искреннего уважения к продуктам детской деятельности. Ведь «детская поделка – это частичка души маленького человечка, его видение окружающего мира и пусть маленькое, но уже достижение в жизни и не важно, создана она собственными руками или
совместно с взрослым человеком».
Анализируя свой и опыт работы других педагогов, занимающихся
художественным творчеством с детьми дошкольного возраста, можно сделать следующий вывод: занятия творческой деятельностью способствуют
социализации и развитию творческой личности. Задача взрослых состоит в
том, чтобы внимательно относится к естественным проявлениям ребенка и не
ограничивать его; обеспечивать условия для их творческой самореализации;
уважать позицию ребенка в решении художественных задач и давать свободу
выбора. Анализ данных педагогического отслеживания уровня усвоения
образовательной программы воспитанниками позволяют мне сделать вывод,
что совместная продуктивная деятельность является одним из действенных
средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения,
помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно
создавая продукт. Именно в ней выявляются и реализуются творческие
способности детей, основываясь на личных переживаниях и начальном
социальном опыте, т. е происходит формирование социально - коммуникативных качеств.
Литература:
1. Лыкова И. А. Цветные ладошки. Программа развития творческих способностей детей// М., Просвещение, 2013. – 214 с.