Получи документы

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

ТТТТТ АААА
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Общаясь с ровесниками, ребёнок

лучше узнаёт и познаёт самого себя»

Л. Н. Галигузова

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в работе современных дошкольных образовательных организациях. Актуальность проблемы возрастает в связи с особенностями развития общества, в котором находится ребенок, где нередко прослеживается недостаток воспитанности, доброты, доброжелательности, уважение друг к другу, речевой культуры во взаимоотношениях. Таким образом, в дошкольных учреждениях больше внимания должно уделяться решению задач развитию коммуникативных способностей детей, и умению разрешать конфликтные ситуации. Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную коммуникацию общения, которая осуществляется посредством речи и невербальную коммуникацию, в этом процессе приобретаются необходимые навыки и умения. Легкость установления контакта, поддержание разговора, умение слушать и высказать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать свою позицию, возможность прийти к компромиссному решению. Кроме того, активное слушание – умение внимательно слушать партнера и понимать его точку зрения. Согласитесь, ведь это как раз и помогает дошкольнику в его будущей адаптации к условию обучения в начальной школе.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из задач социально – коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, является:создание условий для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие социального и эмоционального интеллекта детей, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, а также формирование у детей основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками. В процессе работы я наблюдала, что дети, которые недостаточно общаются с ровесниками и не воспринимаются коллективом из-за того, что они не умеют построить общение с ровесниками, быть интересными окружающим, считают себя уязвленными, непринятыми. Это понижает самооценку ребенка, он становится замкнутым и застенчивым. Меньше трудностей ребенок будет испытывать в будущей жизни в процессе общения, если педагог как можно раньше обратит внимание на эту сторону жизни ребенка, и будет вести целенаправленную работу по развитию коммуникативных качеств личности у ребенка. Ведь именно в этом возрасте коммуникативные навыки представлены словами, обозначающими взаимоотношения между людьми, правилами поведения в обществе. Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста ко времени поступления в школу совершенствуются, ребенок к этому этапу жизни овладевает речевым этикет и может поддержать разговор на любую тему, в пределах его понимания. Он умеет домысливать события, владеет контекстной речью.

Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольника зависят от профессионализма и желания взрослых, и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешнымчеловеком во взрослой деятельности. Но следует отметить, что понятие «коммуникативные умения» часто сливается с понятием «коммуникативные навыки», что некорректно с точки зрения вложенного в них смысла. Известно, что навык – это «действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля» [5], другими словами, навык – это умение, доведённое до автоматизма. И в этой связи коммуникативные навыки следует понимать, как доведённые до автоматизма умения людей организовывать коммуникацию в разных областях и ситуациях общения. Именно автоматизм, или «отсутствие поэлементарной сознательной регуляции» и отличает коммуникативные навыки от коммуникативных умений. Другими словами, навык – это следующая после формирования умений ступень развития коммуникации. Далее, при активном желании человека вступать и поддерживать контакты с окружающими, коммуникативные умения и навыки трансформируются в коммуникативную способность («индивидуально-психологическую особенность личности» - А. М. Никонова [8], которая, в свою очередь, при постоянном обновлении и модификации в конкретных условиях, переходит в стадию коммуникативной компетенции – одной из основных компетенций современного человека.

Исходя из вышеизложенного, становится ясной основная задача педагогов в процессе развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – выстроить процесс развития коммуникации по основным точкам развития умений, чтобы впоследствии, работая по принципу Л. С. Выготского от зоны актуального к зоне ближайшего развития, и превращая умения в навыки, не потерять связь между этими основными точками, а, следовательно, целостности всего процесса.

Так как в дошкольном детстве социально-коммуникативное развитие происходит через игру как ведущую детскую деятельность, а общение является важным элементом любой игры, и именно в этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка – мною был проведён мониторинг. Для его организации я воспользовалась разработанным комплексом игр, направленным на выявление уровня сформированности коммуникативных умений и получила следующие результаты:

Большинство исследуемых детей находятся на среднем и низком уровнях самостоятельности, имеют недостаточный уровень сформированности коммуникативных навыков.

Для изменения сложившейся ситуации я в первую очередь акцентировала внимание на организации и создании соответствующей предметно-пространственной среды. При создании которой, необходимо помнить, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие» детей дошкольного возраста должно определяться содержанием непосредственно-образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей. Так, например, в нашей группе в этом направлении развития детей представлены следующие Центры развития :

- Центр безопасности.

- Центр сюжетно-ролевых игр.

- Центр социально-коммуникативного развития (трудовое воспитание мальчиков и девочек).

Требования к их содержанию и наполняемости в соответствии с возрастными особенностями отражены в разработанных мною паспортах.

Рассмотрим каждый из них. Проведенный анализ целей и задач формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе дал возможность составить паспорт Центра безопасности, в соответствии с которым он наполнился дидактическими играми и пособиями. Это, например, макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения; набор дорожных знаков;дидактические игры; схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл и т. д. Формирование у детей навыков безопасности жизнедеятельности происходит не только в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, но и в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности в группе ДОО, поэтому в Центре безопасности имеются тематические материалы в трех направлениях:

- профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения;

- формирование умения беречь своё здоровье;

- профилактика пожарной безопасности.

В Центре имеются дидактические пособия для повышения у детей компетентности и предпосылок к здоровому образу жизни, применения дополнительных средств профилактики простудных заболеваний, формирования у детей умения беречь свое здоровье. В перспективе, создание видеотеки дидактических пособий по формированию у детей знаний о безопасности на воде, в природе и в быту. Учитывая виды труда и формы организации трудовой деятельности в старшем дошкольном возрасте в центре социально-коммуникативного развития созданы условия для трудового воспитания детей с учетом полоролевого воспитания.

• Организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка.

• Организации труда с небольшими группами детей.

• Организации трудовых поручений и работы с дежурными.

• Организации ручного труда.

Созданы дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей, определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределяет характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности. Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей формируемая именно в старшей группе. В дальнейшем эти сформированные навыки и умения лишь совершенствуются, главным, в которой, являются умения:

- принять цель труда;

- выделить предмет труда;

- предвидеть результат труда;

- спланировать трудовой процесс;

- отобрать необходимое оборудование;

- довести начатое дело до конца.

Игры, организованные с целью развития коммуникативных способностей, дают детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, «В процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение».Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности, способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. В практике существуют разные методы, применяемые для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Их можно распределить на три группы: наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы: метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии, опосредованное наблюдение ( с использованием изобразительной наглядности: игрушки, картины).

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, пересказ, заучивание стихотворений наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Но только при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей могут быть полностью решены задачи развития коммуникативных способностей у детей, поэтому я осуществляю тесное сотрудничество с родителями и хочется отметить активную позицию родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей.

В начале года я знакомлю родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными путём диагностического обследования, а затем в течение года осуществляю консультативнуюработу в различных формах: это и консультации, и тренинги, круглый стол, фотовыставки, памятки, конкурсы для родителей, памятки, индивидуальные беседы, выпуск газеты, семинар, дни открытых дверей, папки-передвижки.

Наблюдения показали, что благодаря такой целенаправленной и систематической работе, климат в группе заметно улучшился, дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовали от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх.

Таким образом, полученные результаты подтверждают правильность и эффективность работы в данном направлении. У детей развиваются коммуникативные способности, они учатся слышать другого человека и доброжелательно общаться с окружающими.

Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками.

Коммуникативные игры — это наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории. Важно, чтобы старшие дошкольники настолько хорошо владели речью, чтобы легко и без труда могли входить в контакт с людьми, умели общаться в различных ситуациях, были настроены на конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по общению и т. д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику стать социально активной личностью, умеющей самореализоваться в его дальнейшей жизни.

Литература

1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. 416 с.

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебник для студентов вузов. М. : Академический проект, 2001. 704 с.

3. Бодалев А. А. Психология общения: учебник для студентов вузов. М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996. 361 с.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: учеб. пособие. М. : Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 380 с.

5. Венгер Л. А., Агаева Е. Л. Психолог в детском саду: учеб. пособие. М. : ИНТОР, 1995. 64 с.

6. Возрастная психология : Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М. : Академия, 2000. 624 с.

7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте : учебное пособие. М. : А. П. О., 1996. 102 с.

8. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений: учеб. пособие. Минск: Нар. Асвета, 1984. 239 с.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Слайд 1. Добрый день! Уважаемые коллеги разрешите представить Вам мастер – класс как с помощью игровой технологии можно «Развивать коммуникативные.

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Тема: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психоречевого развития)» Способность.

Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста» «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста на тему «Транспорт» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Открытое мероприятие.

Мастер-класс «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Рассмотрим современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира.

Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных и творческих способностей детей Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образование как общая основа воспитания и обучение детей. Ведущая педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 20:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем ТТТТТ АААА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД