Алина Царькова
Мастер-класс «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Добрый день! Уважаемые коллеги разрешите представить Вам мастер – класс как с помощью игровой технологии можно «Развивать коммуникативные способности детей дошкольного возраста».
Слайд 2.
Актуальность проблемы игры, её социальная значимость рассматривается в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного образования, как важное средство социализации личности дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (статья 31). Но с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство. В детство довольно агрессивно вторглись компьютеры, телевизоры и различные гаджеты, которые не оставляет места для взаимодействия детей со сверстниками. И если рассматривать современных детей, то мы видим, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. Этому способствует и то, что в некоторых семьях ребенок воспитывается один, родители заняты работой, а бабушки и дедушки еще тоже молоды и работают.
Публикация «Мастер-класс „Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Работая с детьми мы наблюдаем, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не умеет организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.
Слайд 3. И перед нами педагогами стоит важная задача, прописанная во ФГОСАХ это
– создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
– развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
– развивать умение детей работать в группе сверстников.
Слайд 4
Как говорил Сухомлинский - Через игру происходит приобщение ребенка к культуре общества. Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе таких игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.
Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.
Слайд 5.
Чтобы не допустить этих негативных факторов, в формировании личности дошкольника, в своей работе я использую игры социально-личностного характера. Изучив различных авторов, которые занимались вопросами «общения и развития коммуникативных способностей» таких как (А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Арушанова, А. В. Запорожец, Т. А. Репина, Кравцова, я создала свою классификацию игр. Представляю её вашему вниманию:
1. Игры, развивающие умение действовать в коллективе
2. Игры успокаивающие
3. Игры на доверие
4. Игры, построенные на тактильных ощущениях.
5. Игры знакомства
6. Игры для снятия напряжения
7. Игры на развитие внимания
8. Игры на установление доброжелательных отношений
9. Игры на умение решать конфликтные ситуации.
Все эти игры легки в применении, не требуют специального дорогостоящего оборудования, и специальной подготовки их можно проводить в групповой комнате, музыкальном и спортивном залах и на игровой площадке.
С помощью этих игр у детей :
-снимаются телесные зажимы;
-происходит эмоциональная разрядка;
-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;
-активизируется внимание;
-проявляются навыки правил поведения;
-повышается самооценка.
Игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Они помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.
Давайте поподробнее познакомимся с некоторыми играми
1. Слайд 6. 1. Игры знакомства.
Такие игры хорошо использовать для вновь прибывших детей в детский сад, вернувшихся после длительной болезни и отпуска. Ведь приходя в садик, ребёнок попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, страха и чтобы преодолеть этот барьер я использую это вид игры в своей педагогической деятельности.
«Назови себя»,
«Волшебный стул»
«Представь своё имя в движении»
Слайд 7.
2. Игры успокаивающие
Эти игры я использую в такой момент, когда дети возбуждены, они помогают снять психическое напряжение после эмоциональной нагрузки. Хороший эффект достигается когда я использую спокойную классическую Чайковского, и релаксирующую музыку «Шум дождя», «Поход к морю», «Путешествие на облаке», «Кто лучше слышит».
Слайд 8.
3. Игры для снятия напряжения, агрессии.
Цель таких игр сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
«Зеркало»,
«Волшебный мешочек»
«Передача чувств»
Слайд 9.
4. Игры на доверие
Не секрет, что детям сложно доверится сверстнику, установить доверительные отношения с ними и тогда мне на помощь приходят такие игры как «Клеевой ручеек», «Слепой-поводырь», «Скульпторы»
Слайд 10.
5. Игры, построенные на тактильных ощущениях.
Такие игры создают положительный настрой и учат внимательно относиться друг к другу, преодолевать застенчивость, робость
«Рука к руке»
«Нос к носу»
Слайд 11.
6. Игры на развитие внимания.
Серия этих игр помогают развивать умение подчиняться водящему, быть внимательным, согласовывать свои действия с действиями других «Я сегодня вот такой!», «Повторяй за мной»
Слайд 12.
7. Игры на установление доброжелательных отношений.
Используя этот вид игры я учу детей развивать умение замечать положительные качества у других, выражать это словами, делать комплименты, обогащать речевое развитие детей.
«Назови ласково»,
«Вежливые слова»
«Волшебный букет цветов».
Слайд 13.
8. Игры на умение решать конфликтные ситуации
При помощи этих игр развивается умение обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Это «Игры-ситуации», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Слайд 14.
10. Особое место занимают игры, развивающее умение действовать в коллективе. Сейчас я приглашаю помочь мне 6-8 человек. И следующая игра - с Парашютом
Игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов. Диаметр парашюта 3 метра. Парашютом можно играть и в спортивном зале, и в группе, а лучше на прогулке.
Игры в парашют – не соревновательные: они учат согласованности действий и умению чувствовать движения других игроков. Для детей очень важно ощутить, что именно в движениях они могут почувствовать себя частью команды.
Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног.
Парашют полезен как тихим, медлительным детям, так и очень активным.
1. Игра «Ветер»
берёмся за парашют и плавно его поднимаем и опускаем, при этом для синхронизации движений можно приговаривать:
Дует ветер (поднимать парашют вверх)
Ветерок (Опускают вниз)
Задувает (Поднять парашют вверх)
Листья (Опустить вниз).
2. Игра «Под грибком»
Есть у Сутеева прекрасный рассказ «Под грибом». В дождливую ветряную погоду под грибком спрятались много зверушек, от самого маленького муравья до самого большого зайчика. Покажем сказку и спрячемся под ним.
Дует, дует ветерок,
Все ребята под грибок!
3. Игра «Веселый мяч»
Будем поднимать и опускать разные сектора парашюта, стараясь перекатывать мяч так, чтобы он не упал с парашюта, и при этом произнося слова:
Летит мой мяч,
Летит к тебе,
Смотри, не прозевай!
Лови его, держи его
И снова мне бросай.
Друг весёлый, мячик мой!
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
4. Игра «Подбрось мячик»
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскач?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Слайд 15.
Практическая значимость использования игрового парашюта для детей :
- значительно повышается общий эмоциональный фон;
- снижается уровень тревожности;
- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со сверстниками.
- сокращаются сроки адаптации в детском коллективе.
Слайд 16.
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками – залог успешного обучения в школе.
Слайд 17.
А закончить свое выступление я хочу словами педагога Фридриха Фребеля о том, что «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе, и около себя, мир и с миром»
Спасибо за внимание!