Эльвира Печенкина
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности
Печенкина Эльвира Загитовна
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как сложатся отношения ребёнка в детском саду, в первом в его жизни коллективе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) особую важность приобретает вопрос формирования коммуникативных способностей. Овладение техникой общения и многими другими умениями у ребенка с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. Уровень дальнейшей социализации этих детей зависит от уровня развития коммуникативных способностей.
Театрализованная игра - эмоционально насыщенна, и это делает ее интересной и увлекательной для детей. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованно-игровую деятельность в развитии коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из вышесказанного определяется актуальность данной темы : потребность в формировании коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения с использованием театрализовано игровой деятельности в связи с распространением процесса интеграции и инклюзии, и в соответствии с ФГОС.
Вопросом «общения и развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» занимались отечественные психологи и педагоги, такие как: А. А Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн, Мухина В. С.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривали такие авторы как Л. С. Выготский, О. С. Павлова, Екжанова Е. А., Козырева О. А.
Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности в дошкольном учреждении рассматривали Акулова О. А., Артемова Л. В., Ващук Е. М., Маханева М. Д. и др.
С точки зрения дошкольной коррекционной педагогики дети с ОВЗ - это дети, нуждающиеся в специальной коррекционной поддержке и специфических методах образования, которые могут быть созданы в условиях как общеобразовательного дошкольного учреждения, так и дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
В силу специфичности дефекта детей с ОВЗ характерны трудности понимания окружающих событий, чувств людей, смысла их поступков, трудности в обучении правильной коммуникации из-за ограниченных речевых навыков. Степень трудностей зависит от степени когнитивного нарушения, т. е. от степени нарушения познавательного развития. Вследствие ограниченной способности понимания того, что выражают другие дети, особенно во время игр и социальной деятельности, у детей с нарушенным сенсорным и интеллектуальным развитием возникают проблемы с установлением дружеских отношений с другими детьми. Эти дети демонстрируют меньшую эмоциональность, чем обычные. В раннем и дошкольном возрасте дети имеют задержки и отклонения в развитии внутренней речи и позднее наступает период формирования образа «Я». Таким образом, для проблемных детей характерны :
• слабо развитый контроль над своими эмоциями;
• слабое осознание своих чувств и чувств других людей;
• низкий уровень развития эмпатии (умения сопереживать);
• ограниченность используемых средств общения.
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра является наиболее эффективным средством социализации дошкольника. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованная игровая деятельность — это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослым или самостоятельно детьми.
Воспитательные возможности театрализованной игровой деятельности широки. Дети дошкольного возраста с ОВЗ, участвуя в театрализованной игровой деятельности, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. А умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Основными требованиями к организации театрализованно-игровой деятельности дошкольников с ОВЗ являются : содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Основные направления развития театрализованно-игровой деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Методика театрализованных игр способствующих развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ может включать следующие формы организации педагогического процесса.
I. Игры с элементами театрализации :
1. Этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение черт характера;
2. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации;
3. Этюды на выразительность жестов;
4. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол; II. Занятие-игра – может включать в себя форму организации педагогической работы, а именно: фрагменты сказок, игры с элементами театрализации, этюды,
III. Театрализованный рассказ.
Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его.
IV. Спектакль-игра.
Эта игра требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускается афиша и театральные программки.
Таким образом, разные формы театрализовано-игровой деятельности способствуют развитию у детей дошкольного возраста с ОВЗ как делового сотрудничества так и общих игровых интересов, а также происходит развитие способностей использовать коммуникативные средства, формируется социальные представления и различные виды социальных отношений.
Развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ с помощью театрализовано-игровой деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. А самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Список литературы
1. Акулова О. А. Театрализованные игры // 2005. № 4. С. 57–64
2. Ващук Е. М. Значение театрализованных игр во всестороннем развитии младшего школьника
3. Гавриш С. В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников «Ребенок в детском саду» №1,2003
4. Муравьева Л. Л. Игры с элементами театрализации для детей дошкольного возраста.
5. Козырева О. А., Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики». Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Учебное пособие / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; Под ред. Е. А. Стребелевой. - M. : Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.