Получи документы

Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»

Ольга Туганова
Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационный педагогический опыт

«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста»

В. А. Сухомлинский

Работая воспитателем в детском саду на протяжении многих лет, я не раз замечала, что дети, приехавшие из города, отличаются от наших детей : они более раскрепощенные, общительные, легко вступают в разговор и совместную деятельность с ровесниками и взрослыми, способны поддерживать беседу, предлагают большое разнообразие игровых ситуаций.

Публикация «Инновационный педагогический опыт „Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Это заинтересовало меня, заставило искать объяснение, выявить что влияет на развитие коммуникативных компетенций детей дошкольников.

Я поняла, что одной из задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее частьразвитие коммуникативности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

По определению известного психолога Р. С. Немова, коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека.

Если в семье, во дворе, в группе отношения напряженные – ребенок может уйти в себя и замкнуться. Всем нам приходится иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

Последствия этих личностных особенностей могут быть удручающими: отказ от встреч с новыми людьми, ограничение круга друзей и знакомых; невозможность выразить свое мнение и отстоять свои права; боязнь людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то эмоциональная угроза и т. д.

Помочь ребенку преодолеть это, сформировать у него желание общаться – задача психолога, воспитателя и родителей.

Основная цель, которую я ставлю перед собой: формирование коммуникативных навыков через игру.

Поэтому задачи моей работы:

1. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенность в себе;

2. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера;

3. Развивать умение устанавливать и поддерживать контакты;

4. Воспитывать самостоятельность в бытовой деятельности, в игре.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкие интонации, крик, смех. Эмоциональная напряженность и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями: потребностью во впечатлениях, потребностью в активной деятельности, потребностью в признании и поддержке.

Работу по развитию коммуникативных навыков детей я начинаю с раннего возраста, потому что потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, впервые заявляя о себе на третьем году жизни. Тогда же появляются и первые проблемы в общении.

Работая с детьми, я замечала, что малыш быстро сворачивает игру с другими детьми, если возникает «угроза» его благополучия, никак не желает делиться игрушками, реагирует агрессивно или плачет. Для малыша – это нормально. С такого противоречивого поведения обычно и начинаются детские контакты. Ребенок тянется к своему сверстнику, но пока не в состоянии преодолеть свой детский эгоизм. В этом возрасте контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют каждый в свое, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.

Вторая важная черта контактов детей – нестандартность и нерегламентированность. Их движениям свойственна особая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга, изобретают новые слова, придумывают небылицы и т. д.

Такое свободное поведение дошколят утомляет взрослых, и они стремятся прекратить это «безобразие». Однако, для самих детей такая свобода очень важна. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность.

Ребенок не может обойтись без сверстников, но иногда в их отношения необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться.

Детская компания – довольно жестокое сообщество. Не способный вписаться в группу – безжалостно изгоняется.

С помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры: в игре нужно договариваться, распределять роли. Любимая игрушка в руках другого ребенка уже не вызывает панического страха ее потерять. Усвоив закон «очередности» и отдавая на время свое «сокровище» товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку (я предлагаю к грузовику приятеля добавить свой кубик – получится загрузка транспорта, и можно строить домик). Так возникающая сюжетная игра становится настолько привлекательной, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

Именно поэтому, я считаю, что в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно – ролевой игре.

В соответствии с Федеральными Государственными требованиями основным видом деятельности должна стать игра. Поэтому в процессе развития коммуникативных компетенций игре я уделяю особое внимание.

Для умения устанавливать контакт с собеседником я детям предлагаю игру «Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова.

В нашей группе оформлена стена «Добрые слова» - это те добрые слова, которые мы употребляем в речи, которые помогают детям быть вежливыми, помириться друг с другом и т. д.

Так же дети очень любят играть в игру «Улыбка» - глядя друг другу в глаза, они дарят самую дорогую улыбку, какая есть.

Учу детей понимать взаимоотношения людей по жестам, позе, мимике, они с удовольствием играют в игру «Угадай» - ребенок воспроизводит жест, другой отгадывает его значение.

В игре «Походки» - ребенок изображает походку или повадки животных, остальные отгадывают, кому она принадлежит.

С большим интересом дети играют в игру «Иностранец» - ребенок изображает иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, на площадь, а остальные дети также при помощи жестов и мимики отвечают на его вопросы.

В развитии общения очень важен индивидуальный подход к детям.

Каждого ребенка учу ясно и четко произносить слова, предлагаю изобразить: как шумит море, каким голосом говорит Баба – Яга, Золушка и др. сказочные герои.

Несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды, поэтому анализирую с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для этого использую аналогичное поведение известных им сказочных персонажей.

Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса – Барабаса, Бармалея и т. д.

В нашей группе есть уголок «Дружбы», там с детьми играем в такие игры, как: «Опиши друга», «Подари подарок другу», «Царевна - Несмеяна».

Я считаю,что мало научить детей просто общению, важно развить у них сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания друг друга, т. е. эмпатии.

Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения, я предлагаю им участие в кукольном спектакле, драматизации сказок не только в качестве зрителей, но и в качестве актеров – это помогает научить детей видеть эмоциональное отношение к тому или иному персонажу.

Для закрепления коммуникативных умений у детей я предлагаю им такую форму общения, как общение с малышами. С детьми старшей группы мы показываем им театрализованные представления. После показа нередко дети изъявляют желание поиграть с малышами, проявляют свои организаторские способности, коммуникативные навыки.

Так же с большим удовольствием дети играют в игру «Сравнение» - сравнивают себя с каким-то персонажем, а потом все вместе обсуждаем, почему они выбрали именно этого героя.

Учитывая, что дети любят рисовать, вместе с родителями и детьми сочиняем сказки и рисуем иллюстрации к ним.

Так анализ рисунков на темы: «Нарисуй семью», «Нарисуй своего друга», «Дружба – это хорошо» дает возможность выявить особенности взаимоотношений между детьми.

Часто, особенно в вечернее время, мы устраиваем «Танцевальные марафоны» - здесь дети раскрепощаются, снимают эмоциональное напряжение, способствуют самовыражению.

В ходе совершенствования коммуникативных навыков детей следует, прежде всего, учитывать, что в этом процессе принимает участие не только педагог, но и родители.

Ориентиры в чувствах, переживаниях ребенка должны быть сформированы взрослым. Уже в раннем детстве начинает развиваться самооценка. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки так и не научился!». Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Потом, в школьном возрасте, они научатся сами оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Но именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ему успех или неудача.

Вместе с родителями ходим в походы, где организовываем спортивные состязания, жжем костры, накрываем общий стол, много общаемся, рассказываем интересные истории.

В нашей группе есть стенд «Ласковое слово мамы» - каждый ребенок знает, как ласково и по-доброму его называет мама.

Такие совместные праздники как «Зов джунглей», «Яблочный спас», «Бал цветов», «Папа, мама, Я – спортивная семья» и др. способствуют укреплению коммуникативных навыков, повышают самооценку детей.

Для того. Чтобы лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку я предлагаю родителям различные игры. Например, игра «Проигрываем ситуации» - помогает ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

Очень полезна старая и всем известная игра «Жмурки» - она помогает ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку.

Можно играть в «Прятки», «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданием и учился достойно проигрывать.

Для того, чтобы определить насколько свободно ребенок общается с окружающими его детьми, я использовала тест «Лесенка», который помогает выявить уровень самооценки у детей. Это важно, так как чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и взрослыми.

После проведения теста я выяснила:

26% детей – с завышенным уровнем – эти дети активно общаются с другими детьми, однако, иногда они вступают в конфликтные ситуации с некоторыми своими сверстниками, например, из-за игрушек.

61% - средний уровень самооценки – за этими детьми наблюдается активное участие в общении с другими, они стараются не конфликтовать, ведут себя умеренно спокойно.

У 13% детей – заниженный уровень самооценки. Эти дети чаще пассивны, играют в одиночестве, неохотно идут на контакт с другими детьми.

Вывод: Преобладание детей с хорошим уровнем самооценки показывает, что они, соответственно, свободны в общении.

Мне бы очень хотелось, чтобы моя работа по развитию коммуникативных компетенций была эффективной. Дети не просто научились навыкам общения, а умели бы легко ориентироваться в любой жизненной ситуации, вступать в общение с людьми любого возраста, чтобы не было различий в общении наших и городских детей.

Публикации по теме:

Педагогический опыт работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» Видео Педагогический опыт работы Тема: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Инновационный опыт «Развитие базовой способности у воспитанников дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Журавлик»» Инновационный опыт на тему «Развитие.

Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» Инновационный опыт работы «Развитие мелкой моторики как один из способов речевого развития детей дошкольного возраста» О. Л. Чикина, воспитатель.

Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Инновационный педагогический опыт «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Инновационный педагогический опыт «Духовно - нравственное воспитание дошкольников» воспитателя МДОУ «Детский сад № 79» Кажаевой Юлии Владимировны.

Инновационный педагогический опыт по театрализованной деятельности МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №48» структурное подразделение детский сад ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ.

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ» Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко» Загрековой Юлии.

Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Родина, Отечество… В корнях этих слов.

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Актуальность проблемы.

Инновационный педагогический проект «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1. Актуальность и перспективность. «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека».

Педагогический опыт работы «Развитие коммуникативных качеств посредством театрально-игровой деятельности» БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОБОБЩЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Воспитателя МДОУ «Детский сад № 22» Щелоковой Тамары Николаевны ТЕМА: «Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 00:08
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный педагогический опыт «Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Туганова (УИ 1383943) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД