Ирина Войтова
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Войтова Ирина Александровна,
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На сегодняшний день важное значение представляет изучение развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, как заключительной ступени дошкольного образования, перед переходом на школьную, более сложную и ответственную ступень, дающую им возможность дальнейшего развития и успешной социализации в современном мире.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В становлении личности огромная роль отводится общению. Полноценное формирование психических функций может быть только при условии общения ребенка. В процессе коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста отмечаются изменения содержания структурных компонентов общения, основным средством которого становится речь.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников представляет собой развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. Основой являются такие особенности детей старшего дошкольного возраста, как желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться интересами и замыслами сверстников.
Вопросами изучения общения и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста занимались такие А. Г. Арушанова, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломенский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. А. Репина, В. С. Селиванов, Т. А. Федосеева и др.
Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях отмечается увеличение числа детей, имеющих нарушения речи, в частности общее недоразвитие речи. И эти нарушения затрудняют социальную адаптацию детей, препятствуют осуществлению полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
В ряде публикаций (Л. С. Волкова, Ю. Ф. Гаркуша, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, О. С. Орлова, В. И. Селеверстов, Е. Ф. Соботович, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.) отмечается своеобразие процесса развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи, доказана необходимость проведения коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных навыков. Особенностями развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются снижение мотивационно-потребностной сферы, активности общения, ограниченность неречевых и речевых средств, отставание в развитии общения от возрастных норм, ситуационная зависимость от действий и высказываний взрослого, формулирование вопросов и ответов, не соответствующих актуальному уровню коммуникативного развития ребенка.
Недостаточная сформированность коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи затрудняют процесс свободной коммуникации, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей. Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования в области изучение общего недоразвитие речи в различных аспектах – особенности речевых нарушений, их преодоление, незрелость отдельных психических функций в проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей и т. д., в аспекте исследования коммуникативных навыков до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов.
Рассматривая коммуникацию, М. Ю. Коваленко утверждает, что коммуникация является процессом обмена смысловой информации между людьми, в результате которого сообщение или сигнал передается целенаправленно в виде знаков или символов, в соответствии с определенными правилами происходит пример независимо от ожидаемого результата. Выделятся несколько основных элементов процесса коммуникации : отправитель (источник, коммуникатор); сообщение; канал; получатель информации [1].
По мнению Л. Я. Лозован, коммуникативными навыками являются индивидуально-психологические свойства личности ребенка, формирующие ей почву для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений [2].
Е. О. Смирнова считает: «Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения» [3, с. 156].
Работу по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо осуществляться в соответствии с определенными принципами:
Принцип комплексного воздействия предполагает участие, взаимодействие и сотрудничество в процессе логопедического воздействия воспитателя и родителей (законных представителей) ребенка. Соблюдение данного условия позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Принцип систематичности указывает на необходимость систематического обучения и постоянной практики при развитии коммуникативных навыков.
Принцип наглядности раскрывает необходимость использования дополнительной визуальной поддержки, оказывающей существенную помощь при обучении детей с ОНР коммуникативным навыкам.
Принцип игрового характера обучения предполагает игровое обучение, т. е. форму работу в условных ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта. Также это связано с ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте – игрой.
Тематический принцип организации материала предполагает его фокусировку на какой-либо теме из окружающего ребенка предметного мира.
Нами выделены направления работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
- развитие умения сотрудничать;
- развитие умения вести партнерский диалог;
- развитие получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со сверстниками;
- воспитание положительного отношения к себе и к другим детям.
В таблице 1 представлено содержание работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Работу по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи необходимо строить согласно выделенным направлениям и изучаемым лексическим темам. В качестве примера нами выбраны три лексические темы: «Семья», «Профессии», «Времена года. Весна».
Таблица 1
Содержание работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Лексическая тема/ Направления работы Развитие умения сотрудничать Развитие умения вести партнерский диалог Развитие получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со сверстниками Воспитание положительного отношения к себе и к другим детям
«Семья» «Зрительный зал»
«Волшебные картинки»
«Дом для семьи» «Разговор по телефону»
«Прощай»
«Привет, дядя!» «Вопрос – ответ»
«Разговор воспитателя и мамы»
«Да или нет» «Пожелание»
«Конкурс хвастунов»
«Радио»
«Профессии» «Найди свою профессию»
«Давайте думать вместе»
«Небоскреб» «Скажи по-другому»
«Угадай и нарисуй»
«Построим город» «О чём спросить»
«Пресс-конференция»
«Телеграф» «Твоя профессия хороша»
«Сотворение чуда»
«Правила поведения»
«Времена года. Весна» «Нарисуй такое же солнышко другим цветом»
«Волшебная палочка»
«Пчелы и змеи» «Моё начало – твой конец»
«Я бросаю тебе мяч»
«Попроси» «Пум – пум – пум»
«Я начну, а вы продолжите»
«Разговор Зимы и Весны» «Совет добрых волшебников»
«Подарок на всех»
«Пирамида любви»
Большое внимание отводится взаимодействию логопеда с воспитателями группы, а также сотрудничество с родителями воспитанников, что позволяет повысить эффективность реализуемой работы.
Основными направлениями работы воспитателей по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи являются :
- закрепление коммуникативных навыков у детей, приобретенных на логопедических занятиях, в режимных моментах;
- организация самостоятельной совместной деятельности детей, в которой они используют свои коммуникативные навыки;
- закрепление коммуникативных навыков через специально созданные ситуации в организованной образовательной деятельности.
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей следует организовывать с помощью разнообразных форм сотрудничества:
- консультации офлайн и онлайн формата: «Игры для развития коммуникативных навыков у детей с ОНР», «Особенности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»;
- интегрированные занятия: учитель-логопед + воспитатель, в рамках которых реализуются задачи по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- совместное составление картотек по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
- совместные выступления на педагогическом часе, педагогическом совеете по проблеме развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- совместные публикации на конференциях и в журналах по проблеме развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Не менее важным является налаживание контакта с родителями. Для этого рекомендуем использовать современные формы сотрудничества:
- офлайн-консультации: «Как научить ребенка общаться со сверстниками?», «Во что играть дома, чтобы научить ребенка общаться с окружающими?»;
- консультации-практикумы в онлайн формате: «Игры-ситуации для развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР» (см. приложение 5, «Ведем диалог», «Учимся задавать вопросы»;
- ведение групп в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, в которых родители могут в любое удобное для них время ознакомиться с информацией по вопросу развития коммуникативных навыков у детей;
- ведение Rutube-канала для родителей (Логопед ДОУ, Логопедия для всех, Взаимодействие логопеда с родителями, Логопед+Ребенок +Родитель).
Кроме этого можно организовывать совместную деятельность детей и родителей, которая также способствует развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи :
- участие в челлендже: #Яведудиалог, #Задаювопросы, #Умею сотрудничать и др. ;
- проекты разного формата: альбом, фотоотчет, видеоролик («Умею общаться», «Как разговариваем дома» и др.);
- конкурс видеороликов: «Я веду репортаж из дома», «Я блогер» (на заданную тему).
Таким образом, работа по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должна носить целенаправленный и систематический характер.
Библиографический список
1. Коваленко М. Ю. Теория коммуникации / М. Ю. Коваленко, М. А. Коваленко. М. : Юрайт, 2016. 466 с.
2. Лозован Л. Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников // Монография / Л. Я. Лозован. М. : ИСМО РАО. Новокузнецк: КузГПА, 2010. 141 с.
3. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. М. : ВЛАДОС, 2008. 366 с.