Ольга Шиляева
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Развитие и жизнь человека невозможна без общения и взаимодействия с другими людьми. В дошкольном возрасте без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, а в будущем – различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В связи с введением сегодня инклюзивного образования в детских садах увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Исследования показали, что в коммуникативной деятельности дошкольников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, где проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения.
В соответствии с ФГОС дошкольного сегодня существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
Главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Многие дети с ОВЗ испытывают трудности в общении со сверстниками, не умеют обратиться к другому человеку, не могут поддержать установившийся контакт, согласовать свои действия с партнером или адекватно выразить свою симпатию. В то же время умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека.
Формирование навыков общения дошкольников со сверстниками на первых этапах должно базироваться на следующих принципах:
1. Безоценочность.
Любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.
2. Отказ от реальных предметов и игрушек.
Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.
3. Отсутствие соревновательного момента в играх.
Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуретность и ориентацию на оценку окружающих.
Итак, игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.
Главной целью развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстнике друзей и партнеров. Чувство общности и способность увидеть партнера является тем фундаментом, на котором строится общение между сверстниками. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.
Для правильной организации работы по преодолению недостатков коммуникативного поведения необходимо организовать наблюдение за процессом общения детей с окружающими по следующим параметрам:
1) Характеристика коммуникативной активности.
- легко ли, ребенок вступает в контакт со взрослыми и детьми, отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли инициатором общения, с удовольствием ли участвует в играх.
2) Предпочитаемый адресат общения.
-направлен на взрослого или на сверстника. Занял ли сверстник ведущее положение по сравнению с взрослым в поле восприятия, по какому принципу отдает предпочтение сверстникам (эмоциональному, игровому, познавательному).
3) Содержание общения.
- наблюдать за содержанием общения ребенка с взрослым (о чем спрашивает, что сообщает).
4) Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств.
- анализ невербальных коммуникативных средств (мимика, жесты). Как активно использует при недостатке речевых средств.
5) Анализ речевых средств.
- уровень общей речевой активности ребенка (виды коммуникативных высказываний, имеют ли вопросы познавательную направленность).
Проводить коррекционную работу целесообразно по трем направлениям:
Первое направление: - развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятие сверстника в качестве объекта взаимодействия. Формирование восприятия на положительном эмоциональном уровне.
Второе направление:
- развитие у ребенка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства.
Третье направление:
- формирование у детей социальных представлений, осознание и восстановление в игре различных видов социальных отношений.