Марина Бабенко
Проект по развитию познавательной активности при ознакомлении с природой «Чистый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
по развитию познавательной активности
при ознакомлении с природой
детей старшего дошкольного возраста
«Чистый мир»
Автор — разработчик: Бабенко Марина Викторовна
Тема:«Чистый мир».
Направление проектной деятельности : познавательное, речевое, худежественно-эстетическое развитие.
Публикация «Проект по развитию познавательной активности при ознакомлении с природой „Чистый мир“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Место реализации: группа № 7 МДОУ «Детский сад № 19 комбинированного вида» г. Железногорск
Проблема: Для детей группы характерно неустойчивое отношение к природе без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять к объектам природы небрежность и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не понимают почему. Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой. Родители не обращают внимание на поведение детей в природе, мотивируют необходимость бережного к природе, утверждая, что так надо.
Цель проекта : формирование у детей экологические знания, бережного отношения к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
- ормировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними;
- формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-исследовательской,познавательной деятельности;
-развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- учить грамотно защищать природу и бороться за её сохранение;
- обогащать предметно-развивающую среду в соответствии с экологическим воспитанием.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Срок реализации: с 21.01.2018 г. по 22.02.2018 г.
Предполагаемые результаты:
Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.
Условия реализации проекта :
интерес детей и родителей;
методические разработки;
взаимодействие со специалистами детского сада;
взаимодействие с социумом (экотропа).
Обеспечение: материально – техническое, учебно – методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно – коммуникативные технологии.
Актуальность темы:
Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. Человек часть природы. Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, истребляют животных и растения. С давних пор люди на Земле строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Но для этого очень часто приходится уничтожать леса, где живёт много животных и растений. С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами. Из-за этого лесов становится меньше, а в реках и озёрах погибают рыбы. Многие растения и животные сейчас стали редкими, потому что люди рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха, а иногда ради развлечения. Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это рана, нанесённая природе. В связи с этим тема экологического воспитания в ДОУ актуальна как никогда. Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Природа – это наше богатство. Долг и задача воспитателя - научить детей беречь это богатство для последующих поколений.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
выявление проблемы;
диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников;
ознакомление с научно-методической литературой;
изучение инноваций в системе экологического образования.
Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением к проекту родителей.
Беседа «О чём мечтала поляна», «В природе всё взаимосвязано».
Использование в НОД экологических ситуаций и задач: «Почему исчезают животные?», «Вода – это жизнь», «Чистый и загрязненный воздух», «Экологическая лестница».
Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки».
Чтение и обсуждение книг о природе и её охране.
Наблюдение на участке детского сада за явлениями неживой природы и их влиянием на объекты природы.
«Поляна чудес», «На лесной опушке» - экскурсии и целевые прогулки, во время которых рассказывается о правилах поведения в природе.
Дидактические экологические игры «Назови растение», игры с мячом «Птицы, рыбы, звери», «Береги природу», «Земля, вода, воздух», «Хорошо – плохо»; «Так бывает или нет».
Выставка рисунков «Как прекрасна земля», «Как прекрасен этот мир».
Экологический досуг «Лесной теремок».
Дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы цветов. леса».
Загадки, пословицы о природе.
Экологические игры «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «По муравьиной тропе», «Пчела защищается вынужденно», «Природа создала репейник, чтобы он приставал», «Бездомному всегда плохо», «Представь себя маленьким червяком»
Пальчиковые игры и логические задачи по экологии.
Уроки нравственности с элементами экологии.
Изучение экознаков.
Заключительный этап.
1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.
Фотомонтаж.
Подведение итогов.
4. Экологический досуг.
Презентация проекта.
Перспективный план к проекту экологического досуга «ЧИСТЫЙ МИР»
(старшая группа)
Дни недели понедельник
вторник среда четверг пятница
1 неделя
Утро
НОД (с использованием ИКТ) «Почему исчезают животные»
Вечер Дидактические игры «Хорошо – плохо»; «Так бывает или нет»
Утро
Беседа «О чем мечтала поляна» (с использованием ИКТ)
Вечер
Чтение художественной литературы. Беседа. В. А. Сухомлинский «Девочки в лесу»
Утро
Художественное творчество. Рисование «Будь природе другом» (с использованием ИКТ)
Вечер
Экологические дидактические игры «Назови растение», игры с мячом «Птицы, рыбы, звери»
Утро
НОД (с использованием ИКТ) «Вода – это жизнь»
Вечер
Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»
Утро
Экологические дидактические игры «Береги природу», «Земля, вода, воздух»
Вечер
Чтение художественной литературы. Беседа. «Родник» Пришвин.
2 неделя Утро
Игровая образовательная ситуация «Экологическая лестница»
Вечер
Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки» Утро Экологический досуг «Лесной теремок»
Вечер
Экологические игры «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «По муравьиной тропе»
Утро
ФОТОМОНТАЖ
Мини-выставка продуктов детской деятельности
Вечер
Экологические игры «Бездомному всегда плохо», «Представь себя маленьким червяком»
Результативность работы по проекту :
У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
Увеличился объём знаний о родном крае, о жизни растений и животных;
У детей формируется стремление к исследованию объектов природы, они делают выводы, сравнивают, обобщают, устанавливают причинно –следственные связи;
На основе наблюдений и опытов ребята узнали значение воды, воздуха, солнечного света в жизни всех живых организмов;
В поведении детей заметно гуманное обращение ко всем объектам природы;
Дети соблюдают правила безопасности в природе по отношению к ней и к самому.