Ольга Тарасова
Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР через проект
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР через проект
Для успешного обучения ребенка в школе необходима: физическая, психологическая, речевая готовность, коммуникативная компетентность, обеспечивающие полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогами и детьми. Коммуникативная компетенция представляет собой умения, позволяющие осуществлять обмен информацией, проявление рефлексивного поведения. В результате наблюдений и диагностирования детей педагоги отмечают проблемы недостаточной сформированности коммуникативной компетентности. У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями отмечается недостаток интонационных средств оформления речи : слабое владение комплексом структурных компонентов, входящих в интонацию, отсутствие потребности использования интонационной выразительности в собственной речи, отсутствие самостоятельности в интонационном оформлении экспрессивной речи, трудности в подборе необходимой интонации. Одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности у ребенка является интонационная выразительность речи. Речь без выразительности невозможна. Выразительность речи основывается на осознанной передачи мысли и возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувство, отношения. Выразительность является пониманием того, о чем говорится. Эмоциональность проявляется прежде всего, в интонациях, подчеркиванием отдельных слов, паузах, мимики, смени силы и темпа голоса, а дошкольный возраст как раз является периодам активного усвоения средств интонационной выразительности. Актуальность: Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной работой. Поэтому мы считаем эту тему актуальной, так как данная проблема диктует необходимость создания условий для развития интонационной выразительности речи посредством игры-драматизации. Цель проекта : Развитие интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста через игру-драматизацию. Задачи проекта : - продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний; -развитие эмоциональной выразительности речи (темп, ритм, тембр, логическое ударение, мелодика); - формировать умение детей разыгрывать литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов и с помощью интонации передавать характер и настроение героя; - воспитывать умение детей работать в коллективе, умение договариваться. Методы, используемые в проекте и подготовке к нему : метод моделирования ситуаций, предполагающий создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов; метод творческой беседы, предполагающий введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога; метод ассоциаций, дающий возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы. Необходимо отметить, что общими приемами руководства игрой – драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию). Ожидаемые результаты проекта : Повышение уровня выразительности речи у дошкольника (изменение эмоциональной окраски голоса, его силы; правильное использование темпа и ритма речи, владение интонацией). Умение детей разыгрывать литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов и с помощью интонации передавать характер и настроение героя; Паутинка проекта : Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в театрализованной деятельности реализуется в образовательных областях: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - художественно-эстетическое развитие; - речевое развитие; 1. Социально-коммуникативное развитие направленно на формирование общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, воспитание позитивных установок к различным видам творчества. 2. Познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о звучании, ритме, темпе. 3. Речевое развитие включает обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов. 4. Художественно-эстетическое развитие предполагает становления эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Таким образом, вопрос о развитии интонационной выразительности речи связан с общим процессом обучения и игровой деятельностью. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника. Диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И. -Умение регулировать темп речи. Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции. Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов. Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально, закончи в быстром темпе. И наоборот. Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать. Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте. Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть. Ходит кот по лавке - Очень медленны движенья, С горки мчится паровоз Мягонькие лапки, И «походка» как скольженье, Без трубы и без колес. Ушки пушисты, В дом свой прячется от страха, С паровозом – три вагона: Глазки золотисты. Хвост поджавши, черепаха. Михаил и два Антона. В. Талызин О. и К. Соловьевы Критерии оценок. уровень сформирован – легко изменяет темп речи в отработанном ряду слов, не испытывает трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте. уровень в стадии формирования – наблюдаются трудности с выполнением заданий, выполняет по образцу. уровень не сформирован – не регулирует темп речи. -Умение изменять высоту голоса. Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции. Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса. Инструкция: посчитай от 1 до 5 – 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот. Задание 2. Пересказать сказку, используя разную высоту голоса. Цель: установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при пересказе знакомых сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др. Инструкция: расскажи отрывок из сказки, изобразив голосом, как говорит каждый герой. Критерии оценок. уровень сформирован – легко изменяет высоту голоса. уровень в стадии формирования - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять высоту голоса, выполняет после подсказки педагога. уровень не сформирован – не владеет гибкостью голоса. -Сформированность интонационной выразительности речи. Задание 1. Произнести предложения с разной интонацией. Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации. Инструкция: а) произнеси предложение спокойно, не изменяя голос (повествовательная интонация). Что выражает этот предложение (вопрос или сообщение о чем-то? Я иду в детский сад. б) произнеси предложение с радостью (восклицательная интонация) в) произнеси предложение с удивлением (вопросительная интонация) Задание 2. рассказать отрывки из стихотворений, используя эмоциональную окраску, исходя из текста. Цель: выявить возможности ребенка рассказывать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения. Инструкция: послушай стихотворение, подумай, какое настроение оно передает и расскажи с нужной интонацией. Когда я сосульку ел, - Кто там ходит у реки? Дождь! Дождь! Надо нам Было очень вкусно. - Это наши кулики. Расходится по домам! А потом я заболел – - А чего они хотят? Гром! Гром, как из пушек. Стало очень грустно. – Накормить своих ребят. Нынче праздник у лягушек! результате проделанной работы, дети перешли на более высокий уровень развития выразительности речи. Научились изменять высоту и силу голоса, пользоваться интонацией, мимикой, знать и различать эмоции. Использовать пластичность движений и подражать героям сказок, выразительно рассказывать стихи, используя эмоциональную окраску (исходя из текста произведения). По окончании проекта 3 детей перешли на высокий уровень сформированности выразительности речи, средний уровень у 9 ребят, с низким уровнем осталось 4 ребятишек. Так как, присутствует положительная динамика развития интонационной выразительности речи, мы планируем и дальше продолжать эту работу по данной теме.