наталья п
Развитие интонации у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интонации у дошкольников
Прекрасна речь, когда она как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина
Еще в древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Ведь порой, слушая незнакомую речь, не понимая смысла, мы с легкостью определяем, как относится к нам этот человек, можем понять его чувства и переживания. Даже ребенок, который едва стоит на ногах, может «рассказать» нам о многом — хорошо ли выспался, рад или расстроен чем - то. А эта замечательная возможность младенца угадывать голос матери среди других голосов, понимать, сердита мама или же довольна своим чадом.
Публикация «Развитие интонации у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации.
Об интонациях очень точно сказал Бернард Шоу: «Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть 50 способов сказать “да” и 500 способов сказать “нет”. В то время как писать это слово можно только один раз».
В результате многих лет работы с дошкольниками я сделала следующие выводы. Если раньше в группы поступали дети с небольшим спектром речевых нарушений, то сейчас приходят дети со сложными речевыми дефектами. Выявленные факты побудили к поиску таких форм работы по развитию у детей интонационной выразительности, которые бы помогли ребенку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Поэтому выбор пал на использование театрализованной деятельности. Состояние нервно-психологического напряжения — обычное дело в наше время. На чувства ребенка должны оказывать воздействие не фильмы ужасов, не криминальные сюжеты, а встречи с прекрасным — музыкой, словом, театром, способным заворожить малыша, дать ему возможность выразить свои чувства в танце, словах, поступках.
Эту форму работы с детьми использую на протяжении нескольких лет. Что привлекает в этой работе! Во-первых, через перевоплощение в сказке дети раскрепощаются не только в речи, но и в движениях, передавая голосом и жестами повадки и характер животных. Во- вторых, в песнях, используемых в сказках, в их плавном пропевании детям легче произносить в своей речи звуки, развить музыкальный слух. И в- третьих, добиваюсь самой главной цели: развития интонационной выразительности и коммуникативных способностей.
Прежде чем начинать работу над постановкой сказки, необходимо провести небольшую предварительную подготовку по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи. А самое главное помнить, что вся работа должна осуществляться через перевоплощение в сказочного персонажа, животного или полюбившегося ребенку соседа напротив.
Взяв за основу схему по работе над формированием интонации в стихотворениях, предложенную А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко, был составлен следующий алгоритм:
Так, прочитав стихотворение А. Введенского «Песенка машиниста», воспитатель вместе с детьми обсуждает, почему оно прочитано именно так. Первую часть очень тихо и медленно, вторую, наоборот, громче, постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения.
После детального обсуждения каждого четверостишия стихотворение читается снова, только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла с помощью интонации.
В дальнейшем для работы над стихотворениями используются различные интонационные схемы :
Эта работа не проходит бесследно, она помогает в дальнейшем освоить детям роль в театрализованной деятельности. Дети становятся активнее, умеют импровизировать, вносить свои предложения при передаче голосов персонажей (например, при передаче визга поросят они самостоятельно меняли высоту голоса, передавая ее разным тембром, чтобы подчеркнуть индивидуальность каждого поросенка).
После того как у детей сформировались базовые умения и навыки по использованию основных средств интонационной выразительности, следует переходить к самому интересному этапу работы — подготовке и показу театрализованного представления, как итогу всей деятельности. Вместе с детьми были поставлены спектакли по сказкам «Лесная аптека», «Репка», а также инсценировки стихотворений С. Маршака и А. Шибаева «Парад цифр». Спектакли были показаны в группе и внутри ДОУ.
Спектакль был записан на видео, поэтому дети смогли оценить со стороны свою игру. Совместно обсуждались все достоинства и недоработки, что помогло сделать следующие выводы:
• Несмотря на некоторые недочеты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
• Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.
• Дети поняли, что результат работы зависит только от них и поэтому старались мобилизовать все свои возможности.
• Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.
• Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
Можно сказать, что последовательная работа по формированию интонационной выразительности именно в театрализованной деятельности помогает ребенку быть более уверенным, инициативным и эмоциональным. Речь детей становится более выразительной не только в свободной деятельности, но и на занятиях, что, безусловно, поможет им в школе.