Екатерина Секретарева
Математическое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Математическое развитие дошкольников"
Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», и формирует жизненно важные личностные качества учащихся – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности. Но для эффективного развития детей средствами математики важно полноценно реализовать возможности каждого возрастного этапа, чтобы каждый из этапов – стал ступенькой для следующего.
Публикация «Математическое развитие дошкольников» размещена в разделах
Какие же задачи решает дошкольная подготовка детей по математике?
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, родители ребенка - дошкольника обычно учат читать и считать. К сожалению, бытует мнение, что этого достаточно для успешного обучения детей в школе. Исходя из этой логики, подготовка детей по математике часто сводится к простому переносу содержания курса 1 класса на дошкольную ступень. Главным достижением детей в этом случае является их умение считать до 100, выполнять действия с числами вплоть до сложения и вычитания с переходом через разряд, умножения и деления. А учитывая, что при отборе детей в престижные школы им нередко предлагают именно такие задания, то это ошибочное направление дошкольной подготовки достаточно устойчиво и широко распространено среди родителей.
Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Не составляет для них труда запомнить и порядковый счет, и даже ответ примера 32-15. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно- образное, а осознанное решение приведенного выше примера требует применения абстрактного математического свойства вычитания суммы из числа.
Итак, ребенок в школе должен с первых дней продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества. теперь ему уже мало воспроизвести по памяти тот или иной учебный материал, он должен уметь анализировать, сравнивать, делать обобщающие выводы, выражать их в речи, выслушивать и оценивать варианты ответов других детей, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов- практиков убедительно показывают, что для успешного обучения детей в школе важнее не специальная подготовка по предмету, которая при неумелом ее проведении может провести к перегрузке, нежеланию учиться, затормозит развитие детей и нарушит непрерывность образовательного процесса. Главное- сформировать у ребенка психологическую и общую готовность к школе, развивать у него познавательный интерес, внимание, память, мышление, речь, инициативность, общительность, творческие способности.
Каким же образом построить занятия с ребенком?
Новое знание не дается детям в готовом виде, а входит в их жизнь как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков и обобщения. А взрослый подводит ребенка к этому открытию, организуя и направляя их поисковые действия. Например, ребенку предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных предметных действий он устанавливает, что шарик катится, потому что он круглый, без углов, а кубу мешают катиться углы.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации.
Большое внимание уделять развитию вариативного мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Например, выбирают лишнюю фигуру из фигур: ребенок может
Назвать квадрат, может назвать квадрат, потому что все остальные фигуры – куги; черный круг, потому что все остальные фигуры – белые. Такой подход раскрепощает детей, снимает страз перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятия с детьми является атмосфера доброжелательности, создания для ребенка ситуации успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов малыша, но и для сохранения и поддержки здоровья.