Ольга Дементьева
Развитие эмоций дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоций дошкольников
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяются достаточное внимание в отличии от его интеллектуального развития.
Публикация «Развитие эмоций дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, ее необходимо развивать.
Развивающие игры
У детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых, запрет на слезы (особенно для мальчиков, запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы родителей.
Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т. е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.
Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы.
Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз.
Игры можно использовать для систематических занятий с подгруппой детей (7-10 человек). Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю продолжительностью в среднем 30 минут.
Вашему вниманию предлагается несколько примеров:
Мама и детеныш
Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.
Описание игры: Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кури т. п.
Большой – маленький
Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений и речи.
Описание игры: Дети по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем – самого взрослого животного.
Оживи камешки
Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений.
Описание игры: На берегу воображаемой реки лежат «камешки» (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими «камешек», а остальные дети отгадают это животное.
Хоровод
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.
Описание игры: Дети встают в круг по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.
Маски
Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.
Описание игры: На одного из детей одевают маску животного, но он не знает какого, и ставят перед остальными детьми. Дети по очереди показывают это животное, а ведущий должен угадать это животное. Если животное угадано, водящим становится ребенок который его изображал.
На рыбалке
Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений и речи.
Описание игры: Все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают обратно в воду т. п, пустая банка или крючок без червяка.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Желаю всем удачи.