Светлана Першан
Развитие воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте!
Важным условием успеха познания ребенком окружающей действительности и формирования памяти является внимание. А наряду с восприятием, памятью, вниманием и мышлением важную роль в жизни ребенка играет воображение, фантазия. На основе получаемого жизненного опыта ребенок может создавать новые образы, представления или идеи. Это и есть работа его фантазии. Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.
Публикация «Развитие воображения дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Воссоздающее воображение – это создание образа на основе словесного описания или условного изображения воссоздаваемого предмета. Этот вид воображения наиболее полно проявляется при чтении каких-либо описаний, при зрительном восприятии рисунков, картин. Воссоздающее воображение нужно начинать развивать у ребенка как можно раньше.
С первых дней с ребенком нужно много говорить, читать ему детские стишки, петь песенки, а всё время давать ему нужную информацию. С самого раннего возраста рассматривайте с малышом книги с изображением животных, птиц, насекомых. И, конечно же, детские книжки с красивыми крупными картинками. Называйте предметы, изображенные на них, действия, составляйте рассказы по картинкам, воссоздавая ситуацию. Потом, когда ребенок уже может сам сказать, что происходит, назвать участников ситуации, обязательно включите его в процесс придумывания и домысливания, например, задавая такие вопросы: «Как ты думаешь, как зовут этого мальчика?», «Почему он такой веселый (или грустный, «Почему с ним все играют (или никто не играет? И т. д. Чтобы ни сказал ребенок, помогите ему развить его мысль, чтобы он почувствовал значимость своего фантазирования, выразите свой интерес к сказанному малышом, обязательно похвалите его. Когда ему понравится придумывать, можно поиграть в игру на лучшего «придумщика» и победителя наградить заранее приготовленным призом. Варианты игр позже можно разнообразить: «Кто лучше закончит сказку?», «Кто лучше опишет главного героя?», «Кто лучше опишет дом волшебника? И т. д.
Еще одним способом закрепить воображаемые образы является их рисование. Предложите ребенку нарисовать персонажа. Замечательным средством развития фантазии являются несложные музыкальные сказки. Ребенок слышит персонажей сказки и невольно должен их представить. Помогайте ему своими вопросами, дайте толчок его воображению, помогите выразите мысль.
Воображение у детей 3-5лет более организованно и целенаправленно. Это связано с постепенным накоплением жизненного опыта, знаний, значительным расширением игровой, изобразительной, конструктивной деятельности. Игра, рисование, конструктивно-строительная деятельность – эффективные средства развития воображения детей.
Фантазия и ее воплощение в играх помогают детям справляться с разочарованием, раздражением, гневом, тревогой, некоторыми страхами. Мальчики в этом возрасте очень любят играть в воинственные игры. Для них это способ почувствовать себя сильным и значимым, поэтому родители не должны препятствовать таким играм т. к. подобные игры не развивают агрессивность, а наоборот, дают ей выход.
Так на основе постепенно формирующегося жизненного опыта, приобретаемых умений у ребенка проявляется второй, наиболее значимый вид воображения – творческое воображение как самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творческое воображение способствует тому, что ребенок создает свои собственные оригинальные произведения: сочиняет стихи и сказки, песенки, рисует оригинальные картины, лепит, конструирует, делает им придуманные поделки из подручного материала.
Особое значение приобретает в процессе творчества самостоятельность ребенка в создании замысла своего произведения и его воплощении. Своим эмоциональным отношением, своим вдохновением ребенок окрашивает собственное произведение, делает его оригинальным и неповторимым.
Развитие детского воображения и художественного творчества детей – это кропотливый, упорный и целенаправленный труд, но труд вдохновенный, так как он создает мыслящую и творческую личность, формирует духовные потребности Вашего ребенка.