Приложение МААМ

Конспект занятия «Сказка ложь, да в ней намек»

Идоленкова Любовь Федоровна
Конспект занятия «Сказка ложь, да в ней намек»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

- формирование представления у детей о поучительной роли сказок, уважения к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи:

- уточнить и обогатить знания детей о сказках;

- формировать представления о справедливости, добре, дружбе, сострадании, смелости;

- развивать способность правильно оценивать позитивные и негативные поступки героев;

- пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи;

- формировать умение строить диалог между сказочными героями;

- обогащать словарный запас детей;

Публикация «Конспект занятия „Сказка ложь, да в ней намек“» размещена в разделах

- воспитывать интерес к чтению сказок, любовь к художественной литературе.

Оборудование:  маски: собака, волк, лиса, медведь, петух, заяц; макет избушки зайца, коса ; выставка книг; шкатулка со «сказочными» предметами, игрушки животных, рисунки животных, музыкальный центр.

Ход внеклассного мероприятия.

1. Организационный момент.

А).Эмоциональный настрой

Здравствуйте ребята! Я  рада вас видеть.   Давайте улыбнемся друг другу.

Ведь человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. У нас сегодня на занятии присутствуют гости, давайте улыбнемся им.

Погладьте свои ручки, ножки, погладьте себя по голове. Поднимите ручки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всю усталость.

Б).Введение в тему занятия. Сообщение темы и цели занятия.

- Давайте отгадаем загадки и из первых букв каждой отгадки составим слово

С –как называется предмет, благодаря которому царевич нашёл себе жену (стрела).

К- какое домашнее животное помогает богатырям в сказках (конь).

А –как зовут сестру Иванушки (Алёнушка).

З – чем подавился петушок (зёрнышко).

К – из какой посуды журавль кормил лису (кувшин).

И – где находится смерть Кощея Бессмертного (игла).

-Какое слово получилось?

- Да, сегодняшняя наша встреча посвящена сказкам.

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают.

Сказки – ложь, да в них намек.

Добрым молодцам урок.

-Поднимите руки, кто любит сказки? Да, действительно, сказки любят все.

И тема нашего занятие называется "Сказка ложь, да в ней намек! (Дети повторяют тему). Об этом мы сейчас и поговорим.

2. Рассказ «История русских народных сказок»:

Сказки появились в глубокой древности, их сочиняли талантливые люди из народа, но их имён мы не знаем, потому что увлекательные сказки не записывались, а передавались от одного человека к другому устным путем, рассказыванием. Они переходили из поколения в поколение, от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Большинство людей в те времена были неграмотны.

Сказки были желанными гостями на вечеринках, но особенно в избе, где семья коротала за работой долгие вечера. И любили их слушать не только дети, но и взрослые.

  Рассказывая сказку, каждый рассказчик что-то изменял, что-то добавлял от себя, чтобы сказка стала ещё занимательней.   Таким образом, сказки дожили до тех  времен, когда возникла письменность. Сказки стали записывать. Благодаря письменности, мы с вами можем сегодня читать сказки и наслаждаться богатством и красотой сказочного мира.  

Слово  «сказка»  произошло от слов: «сказывать», «рассказывать». Автором русских народных сказок является большое количество людей, т. е. народ.

Конечно, существуют и авторские сказки. И А. С. Пушкин-великий поэт и писатель, отмечал глубокий смысл народных сказок, и ему принадлежат слова : «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Какие сказки вы знаете? (ответы детей)

Молодцы, много знаете сказок. И сейчас мы с вами поиграем в знатоков сказок.

3. Викторина Чьи это вещи?

-Какому сказочному герою принадлежит этот предмет, из какой сказки? (Взять из шкатулки предмет.)

Золотой ключик (принадлежит Буратино, сказка Приключение Буратино)

Зеркало – (принадлежит царице, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Тарелка –(принадлежит лисице, «Лиса и журавль»)

Яблоко – (принадлежит чернавке, «Сказка о мертвой царевне»)

Яйцо- «Курочка-ряба»

Перо-(Гуси -лебеди)

Молодцы, а теперь нужно определить героев сказок, о ком идет речь?

4. Конкурс-загадки «Назови героя сказки». (Выставка книг)

Молодцы, а теперь нужно определить сказку по его героям?

1. Был похож на мяч немножко.   

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех! -  «Колобок»  - (книга)

2. Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов. - «Теремок»    - (книга)

3. Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил.

И остался с носом.  - «Лиса и журавль» - (книга)

4. Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны бока молока,

Полны рога творога,

Полны копытца водицы. - «Волк и семеро козлят»   - (книга)

5. Вылетела стрела и попала в болото,

В этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей? «Царевна -лягушка», (книга)

6.«Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка. И мала и велика!» «Лисичка-сестричка и серый волк» (книга)

-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете сказки и их героев

5. Сюрпризный момент. А вот этот герой пришел к нам из сказки тайно. (Перед детьми появляется волшебный рюкзачок, в котором находится игрушка зайца.)

-Ребята, посмотрите, что это такое?

-Правильно, это рюкзачок, но он не простой, а волшебный и кажется внутри что-то есть. Давайте попробуем определить, что это, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, то что находится в рюкзачке, и они должны будут определить, что это.

(Дети ощупывают содержимое и пытаются отгадать, кто внутри.)

-Ребята, а как вы догадались, что в рюкзачке спрятался зайка? (У него короткий хвост, длинные ушки)

-Правильно, ребята! Это зайка.

-Дети, в каких сказках мы с вами встречали зайчика? («Заяц хваста», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка»)

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем зайчика, но наш с вами гость прибежал из сказки, где его обидела лиса и выгнала его из домика. («Заюшкина избушка»)

-Правильно, ребята, сказка называется «Заюшкина избушка» и зайчик принес вам подарки – загадки. Давайте мы с вами их внимательно послушаем и отгадаем. (Показ картинок.

Дети описывают внешний вид животных.)

1. Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка? (лиса)

-Что мы можем сказать о характере лисы, какая она в сказках?

(хитрая, злая)

2. У меня отличный слух,

Острый взгляд и тонкий нюх.

Сразу лезу с кошкой в драку,

Потому что я… (Собака.)

3. Серый он, в лесу живет,

Охоту ночью он ведет,

Ну, а если голодает,

На луну он завывает. (Волк)

4. Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь)

-Что мы можем сказать о характере медведя, какой он в сказках?

(неуклюжий, неповоротливый)

5.«Ку-ка-ре-ку» кричит он звонко,

Крыльями хлопает громко.

Курочек верный пастух,

Как зовут его? (Петух)

- Из какой сказки эти животные? (Тоже из сказки «Заюшкина избушка)

 6. Физкультминуткуа «Хомячек»

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

  7. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказку можем почитать,

                      Но лучше в сказку поиграть! 

 Сказку мы сейчас расскажем,

И расскажем и покажем.

Сценарий театрализованной сказки «Заюшкина избушка»

Оборудование к сказке.

Маски: собака, волк, лиса, медведь, петух, заяц. Макет избушки зайца, коса.

Действующие лица и исполнители.

Взрослые:

Сказочница.

Дети: лиса, заяц, собаки, волк, медведь, петух.

(Звучит главная музыкальная тема «В гостях у сказки»)

Сказочница: Жили- были лиса да заяц. У зайца была избушка лубяная (появляется заяц), а у лисы ледяная.

(появляется Лиса)

Сказочница: Но вот пришла весна - красна,

Лес встрепенулся ото сна,

Птички весело запели

И сосульки зазвенели.

(шумовой эффект «Капель, весна»)

Лиса: Ой, беда, беда, беда,

Растаял снег, кругом вода,

От ледяной избушки,

Остались только лужи. (хватается за голову)

Сказочница: (музыкальная тема «Лиса»)

И пошла Лиса по лесу

Новый дом себе искать.

И вдруг видит на опушке

Стоит какая-то избушка,

А избушка не простая,

Была избушка лубяная.

Лиса: Ой, пустите вы, пожалуйста, меня,

Обогреться у огня!

Заяц: Проходи, Лисичка! Проходи Сестричка!

Сказочница:

Обсохла Лиса, отогрелась,

И стала Зайку притеснять,

Стала из избушки Зайку выгонять.

Лиса: А ну, заяц, уходи!

Не хочу с тобою жить.

Я хочу одна тут быть!

Сказочница:

Выскочил Заяц из избы, рыдает,

Куда идти, не знает.

Сел на пенек и плачет:

Мимо него бежала Собачка

Увидела его и спрашивает

Собака: Зайчик, зайчик, что ты плачешь?

И не прыгаешь, не скачешь?

Кто тебя обидел, маленький?

Заяц:

Как, Собачка, мне не плакать?

Была у меня избушка лубяная,

А у лисы - ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы растаяла,

Она ко мне переночевать попросилась,

Да и выгнала.

Собака :

Зайка, я тебе помогу,

Хитрую Лису прогоню,

Сказочница:

Пошла Собака Зайке помогать,

Хитрую Лисицу из избушки гнать.

Собака: 

Гав! Гав! Гав!

Пошла, Лиса, вон!

Освободи Зайчишки дом!

Лиса: Как выскочу! Как выпрыгну!

Пойдут клочки по закоулочкам!

Уходи, сама, отсюда,

А то будет очень худо!

Собака: Ох, и грозная лисица,

А ведь может всё случиться.

Побегу скорей домой,

Сказочница:

Испугалась Собака, убежала.

Один остался Зайка.

Сел на пенечек и плачет.

Мимо Волк шел, увидел зайца и спрашивает

Волк: И чего, Зайчик плачешь?

От чего грустный ты?

Заяц: Волк, ну как же мне не плакать?

Была у меня избушка лубяная,

А у лисы - ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы растаяла,

Она ко мне переночевать попросилась,

Да и выгнала.

Волк :Зайка, зайка, не грусти!

Я готов тебе помочь

И прогнать лисицу прочь

Заяц: Спасибо, Волк! Но ничего у тебя не получится.

Собака гнала – не выгнала. И ты не выгонишь!

Волк: А вот и выгоню! Пойдем!

Сказочница:

И пошел Волк Зайцу помогать,

Хитрую Лисицу из избушки гнать.

Волк: У-У-У! Пошла, Лиса, вон!

Освободи Зайки дом!

Лиса: Как выскочу! Как выпрыгну!

Пойдут клочки по закоулочкам!

Уходи, волк, отсюда,

А то будет очень худо!

Волк: Ох, и грозная лисица,

А ведь может всё случиться.

Побегу скорей домой,

Сказочница:

Испугался Волк и убежал.

Опять один остался Зайка.

Сел на пенек и плачет

В это время мимо медведь шел.

Медведь: Я всю зиму без тревоги

Крепко спал в своей берлоге.

Вышел я теперь наружу:

Солнце светит, везде лужи.

(видит зайца)

Зайчик, зайчик, что ты плачешь?

И не прыгаешь, не скачешь?

Что случилось-то, дружок?

Жалко, что сошёл снежок?

Заяц: Как же мне, Медведь, не плакать

Была у меня избушка лубяная,

А у лисы - ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы растаяла,

Она ко мне переночевать попросилась,

Да и выгнала.

Медведь: Ну-ка, Зайка, дай мне лапу,

И веди к своей избе,

Помогу тебе в беде.

Заяц: Спасибо тебе, Миша. Ничего у тебя не получится.

Собаки гнали, не выгнали. Волк гнал, не выгнал.

И ты не выгонишь.

Сказочница:

И пошли они вдвоем,

Освобождать зайчишки дом.

Медведь: А-А-А! Пошла, Лиса, вон!

Освобождай Зайчишки дом!

Лиса: Как выскочу! Как выпрыгну! Пойдут клочки по закоулочкам!

Уходи, Медведь, отсюда,

А то будет очень худо!

Медведь: Ох, и грозная лисица,

А ведь может всё случиться.

Побегу скорей домой,

Сказочница:

Испугался Медведь, и убежал.

И снова зайка наш один остался,

Сидит, рыдает. Слезы горькие роняет.

А навстречу ему Петушок- Золотой Гребешок.

(музыкальная тема «Петушок»)

Петух: Ку-ка-ре-ку! О чем, Заинька, страдаешь,

О чем громко так рыдаешь?

Заяц: Как мне, Петушок, не плакать

Была у меня избушка лубяная,

А у лисы - ледяная.

Пришла весна, избушка у лисы растаяла,

Она ко мне переночевать попросилась,

Да и выгнала.

Петушок: Не плачь, зайчик, я ее выгоню!

Заяц: Что ты Петушок, собака гнала, гнала не выгнала,

волк гнал, гнал, не выгнал, медведь гнал, гнал, не выгнал. И у тебя ничего не получится!

Петушок: Пойдем

Сказочница:

И пошли они вдвоем,

Освобождать зайчишки дом.

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Иду на пятах, несу косу на плечах.

Хочу лису посечи, слезай лиса с печи!

Поди лиса вон!

Лиса: Одеваюсь!

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Иду на пятах, несу косу на плечах.

Хочу лису посечи, слезай лиса с печи!

Поди лиса вон!

Лиса: Обуваюсь!

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Иду на пятах, несу косу на плечах.

Хочу лису посечи, слезай лиса с печи!

Поди лиса вон!

(Лиса убегает)

Сказочница: Испугалась лиса, выскочила из избушки и убежала в лес, а заяц с петухом стали жить – поживать и добра наживать в лубяной избушке. Тут и сказки конец, а кто слушал, молодец!

-Ребята, понравилась вам сказка?

-А как вы понимаете слово лубяная избушка?

«Была у зайца избушка лубяная, а у лисы — ледяная».

( Лубяная избушка — это домик, сделанный из коры.  )

-Ребята, скажите, хорошо ли поступила лиса по отношению к зайчику? (нет)

-Каким персонажем выступает лиса в данной сказке, какая она? (лиса – хитрая, умная, бессердечная, коварная, лгунья, плутовка).

-А какой зайчик? (зайчик - добрый, слабый, беззащитный, доверчивый, горемыка).

-Почему собаке, волку и медведю не удалось помочь зайцу? (собака, волк и медведь струсили и убежали)

-Кто оказался настоящим героем-помощником, не испугавшимся лису? Кто он? (петушок – смелый, храбрый, хороший, красивый)

-Что же в итоге победило в сказке, добро или зло? (добро)

-Чему учит эта сказка? (смелости, отваги, защищать слабых, справедливости, учит быть практичным и думать о будущем)

8. Рефлексия.

А)Ребята, так чему же нас учат сказки?

- Как вы понимаете поговорку: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

Рассуждения детей, обобщение воспитателя.

Ответы детей.

- Учат тому, как важно помогать в самых непростых ситуациях.

- Учат тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации.

- Учит доброте. Добро всегда побеждает зло.

- Учит быть настойчивым, добиваться своей цели.

- Учит уважительно относиться к людям.

Сказка - ложь, оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.

Наверное, мы сегодня не только вспомнили сказки и поиграли, но и открыли для себя что-то новое.

Б) Стихотворения читают дети.

Чтобы сказки не обидеть –

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

У сказки можно поучиться,

Она ведь мудрости полна,

Ее герои учат жизни,

Их украшает доброта.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Вы читайте сказки дети!

Научитесь их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить.

Мы со сказкой вовсе не прощаемся,

Мы к ней очень часто возвращаемся.

В сказке – правда, вымысел, намек,

В сказке - радость, счастье и урок.

Ждут тебя  тепло, веселье,  ласка

В маленькой стране с названьем «Сказка»!

В)Песня «Маленькая страна»

Есть за горами, за лесами

Маленькая  страна.

Там звери с добрыми глазами,

Там жизнь любви полна.

Там чудо-озеро искрится,

Там зла и горя нет,

Там во дворце живет жар-птица

И людям дарит свет.

Припев:

Маленькая страна, маленькая страна,

Кто мне расскажет, кто покажет где она, где она.

Эта страна мне только снится,

Но светлый миг придет.

И на крылатой колеснице

Я совершу полет.

Мне час свиданья предназначен

В звездной моей стране

Ждет там меня красивый мальчик

На  золотом коне.

Припев.

Льет за окошком дождь осенний,

Дома сижу одна.

Верю в тебя, мое спасенье,

Маленькая страна.

Припев.

Мне хочется, чтобы эта встреча запомнилась вам весельем, улыбками, прекрасным настроением

Г)-Наше занятие по стране сказок подошло к концу. Но я надеюсь, что и в дальнейшем вы будите знакомиться со сказками. Дружить с книгами. Читать. Пересказывать.

Успехов вам, ребята!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Маленькая ложь за собой большую ведёт» по произведению Н. Носова «Леденец»Конспект занятия «Маленькая ложь за собой большую ведёт» по произведению Н. Носова «Леденец» Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей 4-5 лет (по произведению Н. Носов «Леденец»). Используемая технология:.

Фотоотчет о театрализованном игровом представлении «Сказка — ложь, да в ней намек…»Фотоотчет о театрализованном игровом представлении «Сказка — ложь, да в ней намек…» И снова работники районного дома культуры посетили наш детский сад с театрализованной игровым представлением «Сказка ложь, да в ней намек…».

Краткосрочный творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек»Краткосрочный творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек» кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус мотай» Краткосрочный творческий проект «Сказка ложь, да в ней намек…» Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Сказка ложь, да в ней намек»
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 16:51
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Сказка ложь, да в ней намек»» (включая файлы) размещена пользователем Идоленкова Любовь Федоровна (УИ 3494608) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД